Экономика

Технологии или деньги? Из-за чего спорят США и Китай

Торговые войны нанесут большой вред экономике КНР, США и всего мира, заявил ранее министр коммерции Китая Чжун Шань. Поэтому китайская сторона в этом не заинтересована и не будет выступать инициатором. Однако Китай способен ответить на любые вызовы для защиты своих интересов, добавил министр. Беспокойство китайского начальника по поводу торговли можно понять – всего четыре месяца назад, в ноябре 2017 года, Чжунь Шань рассказывал журналистам о «чудесных итогах» визита Дональда Трампа в Пекин. На протяжении трех десятилетий модель – дешевые китайские товары в обмен на доллары, а доллары – в обмен на долговые обязательства американского правительства – работала без сбоев. Почему сейчас Вашингтон начинает пересматривать правила игры?

 


Конфликт или приглашение к переговорам?

Осенью прошлого года между американскими и китайскими предпринимателями были заключены контракты на сумму, превышающую четверть триллиона долларов. А сейчас, в марте 2018 года, Америка вводит пошлины на импорт стиральных машин и солнечных панелей, которые преимущественно производятся в странах Азии. В сочетании с недавним повышением тарифов на ввоз в Америку алюминия и стали это дает повод рассуждать о начале «торговой войны с Китаем», которую когда-то обещал своим избирателям кандидат в президенты Дональд Трамп. Разумеется, таких слов напрямую он не говорил, речь шла о сохранении в США рабочих мест, число которых сокращается якобы из-за переноса производства в страны Юго-Восточной Азии.

Вопреки представлениям о «зависимости» американского потребительского рынка от товаров «Made in China», в реальности доля всего импорта в конечном потреблении американцев не превышает 12%; соответственно, доля китайских товаров на американском рынке будет еще меньше. Да и желающих поставлять бытовую технику в США достаточно по всему миру. Поэтому возможного роста цен на китайские товары американский покупатель не испугается. Заменить «китайское производство» на «американское» получится вряд ли – слишком высока разница в себестоимости. Но для китайских компаний, «заточенных» на американский рынок, любые «ограничения» входа крайне неприятны.

Что действительно может беспокоить американскую сторону (во всяком случае так говорят официальные представители) – это торговый дефицит США в отношении с Китаем. В настоящее время он превышает 350 миллиардов долларов. Китайцы много продают Америке, но мало у нее покупают. При этом Пекин всячески старается снизить конкурентоспособность американских товаров на китайском рынке. Как многократно подчеркивал создатель электрокара Tesla и ракеты Falcon Heavy Илон Маск, ввоз китайских автомобилей в США облагается пошлиной в 2,5%, а ввоз американских автомобилей в Китай – пошлиной в 25%. Давайте договариваться о новых правилах, намекает Дональд Трамп.

 

Build Your Dreams против Tesla

Впрочем, в Китае есть свой Илон Маск. Его зовут Ван Чуаньфу, и ему принадлежит корпорация BYD, что означает Build Your Dreams («Воплоти свои мечты»). Бизнес Ван Чуаньфу – это солнечные электростанции, энергонакапливающие станции и электромобили. Его компания – крупнейший в КНР продавец электромобилей, только в 2016 году и только в Китае Ван Чуаньфу продал более 100 тысяч электромобилей, а чистая прибыль его компании достигла 768 миллионов долларов. Для сравнения – Илон Маск смог продать по всему миру только 76 тысяч своих машин. Среди акционеров Ван Чуаньфу – сам Уоррен Баффет, который, как считается, вкладывает средства в самые перспективные и устойчивые компании. Баффет владеет 10% BYD. А в октябре 2017 года BYD открыла свой самый крупный завод в США. На предприятии планируется ежегодно производить не менее полутора тысяч автобусов, автопогрузчиков, уборочных машин – разумеется, электрических.

Технологическое развитие Китая – вот что может по-настоящему беспокоить США. Китай довольно долго воспринимался как страна, которая только способна воспроизводить «западные» товары, но не создавать своих. Однако сейчас в Китае начало стремительно расти число патентов на собственные оригинальные разработки, и на рынке появляется все больше продуктов, не только сделанных китайскими рабочими, но и придуманных китайскими инженерами, получившими американское образование.

Например, стартап DJI. Китайские производители создали новую категорию потребительских дронов, под брендами Phantom и Mavic. Сейчас DJI контролирует 75% мирового рынка потребительских дронов, при этом только одно из пяти изделий компании продается в Китае. Капитализация DJI оценивается сегодня в 10 миллиардов долларов – для сравнения примерно столько же стоит сейчас американская компания Dropbox, предоставляющая услуги облачного хранилища файлов. Продукция DJI реализуется даже в официальных магазинах Apple, только об этом не всегда догадываются покупатели.

 

Новые компьютеры заговорят по-китайски?

Другой пример – это успехи китайских программистов в разработке систем искусственного интеллекта, позволяющих общаться с компьютерами с помощью голосовых команд. Не все и не всегда можно быстро и однозначно передать с помощью иероглифов, рассуждают в Китае, но можно сделать так, чтобы машина научилась понимать живую речь. Характерный пример – разработкой искусственного интеллекта в китайском интернет-гиганте Baidu занимается Ци Лу, бывший исполнительный директор Microsoft. Китаец, получивший образование и деловую практику в США.

Кстати, сама корпорация Microsoft заявила о разработке системы на основе искусственного интеллекта, которая переводит с китайского языка на английский не хуже человека.

Поэтому приобретение китайцами американских технологических компаний рассматривается теперь в Вашингтоне как «подозрительные сделки», и никакие миллиарды инвестиций тут не помогают. Полгода назад Дональд Трамп лично заблокировал покупку американского производителя микросхем Lattice китайскими инвесторами, заявив, что делает это «по соображениям национальной безопасности».

На днях президент США таким же образом остановил поглощение сингапурской компанией Broadcom американской корпорации Qualcomm, одного из крупнейших в мире поставщиков смартфонных процессоров и коммуникационных чипов. Qualcomm – ведущий мировой производитель полупроводниковых платформ, объединяющих в себе центральный процессор, сотовый модем, графический ускоритель – компоненты, крайне необходимые для смартфонов и планшетов нового поколения.

Покупатели готовы были заплатить за американскую хай-тек компанию 105 миллиардов долларов (на 28% выше рыночной цены), принять на себя 25 миллиардов долларов долгов Qualcomm, перенести штаб квартиру в США, но этих аргументов оказалось недостаточно для Комитета по иностранным инвестициям Министерства финансов США. Там заявили, что «поглощение ослабило бы позиции Qualcomm в переговорах о стандартизации 5G-решений» и помогло бы китайским производителям (например, Huawei) «диктовать свои условия».

Мы уже писали о том, что истинная причина могущества американской экономики – это ее технологическая сложность в сочетании со способностью мотивировать предпринимателей со всего мира к инвестициям в развитие новейших технологий в США. И потенциальная угроза такому могуществу способна обеспокоить американскую элиту и побудить ее к действиям. А пошлины на бытовую технику – это всего лишь верхушка айсберга.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы