Экономика

Особые экономические зоны не поддерживают национальную экономику

«Особые экономические зоны так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. Реальный экономический эффект от реализации механизма в виде особых экономических зон не достигнут», - такой вывод сделали аудиторы Счётной палаты России по результатам масштабной проверки деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, за последние два с лишним года. И это при том, что, по данным контрольного ведомства, в период с 2006 по 2015 год на создание и развитие ОЭЗ, а также на содержание объектов инфраструктуры ОЭЗ из федерального бюджета было выделено 121 888,7 млн. рублей.

Нормативная база требует пересмотра, ежегодные затраты на содержание инфраструктуры ОЭЗ ежегодно и зачастую необоснованно растут, планирование бюджетных ассигнований осуществляется неэффективно, равно как и использование вверенных территорий, размещение свободных денежных средств на депозитных счетах по срочным договорам носит высокорискованный, а в некоторых случаях и явно коррупционный, характер. И это лишь краткий перечень претензий к деятельности, связанной с функционированием ОЭЗ, которые отражены в майском бюллетене Счётной палаты.

oez

В России институт особых экономических зон был сформирован в 2005 году принятием соответствующего Федерального закона № 116-ФЗ и за прошедшие годы благодаря новой законодательной базе уже созданы 33 ОЭЗ разного типа в 30 субъектах РФ. При этом, несмотря на значительные объёмы бюджетного финансирования, в стране так и не появилось отдельной государственной программы, которая объединила бы в себе все направления расходования средств и мероприятия по созданию и функционированию ОЭЗ.

«С момента создания первых ОЭЗ прошло почти 10 лет, при этом до настоящего времени отсутствует документ, определяющий стратегию развития особых экономических зон, конкретные цели и задачи государства в данной области и пути их реализации», - говорится в заключении аудиторов.

По мнению экспертов контрольного ведомства, рассредоточение основных направлений механизма создания и развития ОЭЗ по нескольким разрозненным мероприятиям и госпрограммам привело к ослабленному контролю за эффективностью указанного механизма, необоснованному планированию бюджетных расходов на указанные цели, что в совокупности не позволяет провести комплексную оценку влияния ОЭЗ на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса.

Но у Счётной палаты есть и более конкретные претензии к формированию ОЭЗ.

«Как правило, предлагается слишком большая территория, что делает процесс управления и функционирования ОЭЗ малоэффективным и затруднительным. По состоянию на 1 января 2016 года из общей площади земельных участков, на которых расположены ОЭЗ (213,8 тыс. га), не использованы 84,4 тыс. га, или 39,5 процента», - указывают в своём отчёте аудиторы.

Например, на концепцию создания ОЭЗ на острове Русский АО «ОЭЗ» израсходовало 20,6 млн. рублей, а в итоге выяснилось, что создание такой зоны на выделенных территориях нецелесообразно в силу «невысокого рекреационного потенциала острова и его довольно сурового климата».

Кроме того, как показала проверка, в связи с правовой неурегулированностью порядка подготовки и утверждения плановых документов по созданию ОЭЗ, реальное качество подготовки такой документации находится на неудовлетворительном уровне. Сроки её подготовки и утверждения, предусмотренные соглашениями о создании ОЭЗ, практически никогда не соблюдались, а в отдельных случаях затягивались на годы.

В частности, например, Минэкономразвития России и правительство Санкт-Петербурга не выполнили обязательства по ежегодному утверждению перечня объектов инфраструктуры ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», равно как и по заключению дополнительного соглашения, определяющего порядок эксплуатации и содержания, в том числе, осуществления капитального ремонта объектов инфраструктуры данной ОЭЗ. Так, в отчёте указано, что по состоянию на 1 января 2015 года в эксплуатацию введено лишь 86 %  объектов инженерной инфраструктуры, из которых невыполнение плановых показателей отмечается и по ОЭЗ в Санкт-Петербурге, где введено в эксплуатацию 16 из 26 объектов инженерной инфраструктуры.  В отношении последнего в пресс-службе Филиала АО «Особые экономические зоны» в Санкт-Петербурге нам пояснили: «Задержка сроков строительства связана с длительным прохождением экспертизы в связи с изменением проекта, а также в связи со сменой неэффективных подрядчиков».

В деятельности АО «ОЭЗ» выявлены и другие серьёзные недоработки. Так, например, Счётная палата сделала вывод об отсутствии у АО «ОЭЗ» взвешенной и целенаправленной амортизационной политики. Последняя, по мнению контролирующего ведомства, «сводится к существенному уменьшению чистой прибыли общества».

«Необходимо отметить, что в Российской Федерации отсутствует контроль со стороны представителя собственника за амортизационными отчислениями и их расходованием в компаниях с государственным участием. Например, в случае с АО «ОЭЗ» амортизационные отчисления использовались не по назначению и не направлялись на восстановление основных фондов», - указано в отчёте.

К слову, одним из предложений, с которым выступила Счётная палата по результатам проведённых проверок – создание единой информационной системы по работе с компаниями, которые управляют ОЭЗ, субъектами Российской Федерации и резидентами ОЭЗ. По мнению главных аудиторов страны, отсутствие подобной информационно-аналитической системы снижает эффективность мониторинга функционирования особых экономических зон.

Проблемы нашли и в деятельности отдельных юридических лиц и филиалов, созданных для управления ОЭЗ в субъектах Российской Федерации. Например, по данным Минэкономразвития России, общая сумма финансирования из федерального бюджета на создание инфраструктуры ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» в Иркутской области за период 2007-2015 годов составила 124,6 млн. рублей, из которых уже освоено 123,1 млн рублей (в том числе оплата труда сотрудников АО «ОЭЗ» - 18,2 млн рублей). При этом на 1 января 2016 года, несмотря на планы ввести в эксплуатацию к этому периоду семь объектов, строительство там даже не начато. Похожая ситуация и с ПОЭЗ «Ульяновск», и с ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», и ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая», и с другими ОЭЗ. Помимо многочисленных сопутствующих нарушений законодательства, сложившаяся ситуация, по мнению экспертов, приводит и к непривлекательности ОЭЗ для резидентов:

«Низкая активность резидентов объясняется отсутствием построенных и введённых в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры ОЭЗ, а также земельно-правовыми вопросами, решение которых тормозит государственную регистрацию прав на уже построенные и введенные в эксплуатацию объекты», - утверждают аудиторы.

И итоговые выводы Счётной палаты также неутешительные: «Анализ основных показателей функционирования и развития существующих особых экономических зон показал, что им не удалось выйти на те уровни привлечения инвестиций, которые изначально планировались».

Обо всех выявленных нарушениях Счётная палата сообщила Федеральному собранию РФ, целому ряду ведомств и организаций, в том числе Министерству экономического развития Российской Федерации и акционерному обществу «Особые экономические зоны», а также информировала президента и Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы