Таможня

Счетная палата снова обнаружила у ФТС безрезультатные расходы и необоснованные льготы

На днях Счетная палата подвела итоги ежегодной проверки деятельности Федеральной таможенной службы в 2015 году  - пресс-релиз опубликован на сайте ведомства.

Как и в прошлом году, у проверяющих возникла масса вопросов относительно того, сколько взимается таможенных платежей и на что в конечном итоге идут бюджетные деньги. Некоторые вопросы были настолько существенны, что в Следственный комитет, Генпрокуратуру, ФАС  и Минфин даже были направлены соответствующие обращения.  

Таможенные платежи: ФТС пытается работать над ошибками

Первым делом Счетная палата оценила результаты реализации главной функции таможенных органов – пополнение бюджета. Ведомство выявило, что на фоне общего снижения объемов взимаемых платежей выросла задолженность участников ВЭД.

Так, в 2015 году общий объем средств, поступивших в бюджет составил 4,9 трлн рублей, что меньше на 30,5% чем в 2014 году (7,1 трлн рублей). Главными причинами сокращения платежей стали так называемый «налоговый манёвр», при котором были снижены вывозные таможенные пошлины на углеводороды в пользу увеличения НДПИ, а также сокращение поступлений по импорту и снижение объемов декларирования.

Однако при этом вырос совокупный объем задолженности участников ВЭД, куда входят всевозможные пени и штрафы: на 1 января 2016 года  он составил 44,5 млрд рублей (+ 539,5 млн рублей ). ФТС, в свою очередь, оценила эту сумму в 43,4 млрд рублей.

Счетная палата указывает на эту проблему таможне с завидной регулярностью, однако что-либо изменить, а тем более доказать свою правоту ведомству удается далеко не всегда – суд чаще принимает сторону участника ВЭД. По данным Верховного суда в первой половине 2015 года таможня проиграла 75% инициированных импортерами споров по вопросам доначисления платежей из-за изменения кода ТНВЭД или корректировки таможенной стоимости. 

Кроме того, большая часть имеющейся задолженности приходится на фирмы, которые уже прекратили своё существование.  В результате фактические показатели по взысканию остаются низкими.

graf1

Нельзя сказать, что ФТС ничего не пытается предпринимать, но меры выглядят довольно слабо. Так, например, в марте 2016 года ведомство выдвинуло законопроект, где предлагало дополнить закон о таможенном регулировании нормами, которые позволяли бы ей взыскивать долги и пени с банковских счетов предпринимателей немного быстрее – путем электронного, а не бумажного документа. Этим же законопроектом вводится перечень случаев, когда задолженность может быть признана безнадежной к взысканию. В пояснительной записке к документу указано, что таким образом удастся ликвидировать долг в 27 млрд рублей, который уже давно мозолит глаза ФТС и портит ведомственную статистику.

Второй год подряд Счётная палата также отмечает и другую проблему низких таможенных платежей – занижение индекса таможенной стоимости при ввозе и вывозе товаров. Таможня пытается решить её главным образом с помощью КТС – корректировок таможенной стоимости (по данным ведомства в 2015 году всего их было произведено 167,5 тысяч), а также всевозможных проверочных мероприятий.

Однако желание пополнить бюджет не всегда обосновано, и многим участникам ВЭД удается настоять на своём. Как итог - общий рост числа таможенных платежей, возвращенных  таможенными органами.  

Счетная палата отмечает, что в 2015 году таможенными органами было принято 94,8 тысяч решений о возврате денежных средств на общую сумму 176,2 млрд рублей, из них возвращено участникам ВЭД таможенных и иных платежей на сумм 7,4 млрд рублей, а за нарушение сроков их возврата из бюджета выплачено ещё 406,5 млн рублей процентов. Как отметило ведомство, эта сумма является «невосполнимой потерей федерального бюджета».

graf2

Другими словами, такую работу сложно назвать эффективной – адекватные и правомерные механизмы взимания и контроля за платежами не работают. А то ли ещё будет в 2016 году – после введения в действие приказа ФТС № 280, который фактически отменил возможность декларирования товаров по ценам, ниже тех, которые содержатся в профилях рисков, количество исков к таможенным органам только возрастет.

Загадочные льготы для устаревшей техники

Счетная палата также выявила нарушения по части предоставления таможенных льгот, которые, кроме того, так и не были устранены ни по итогам позапрошлого, ни прошлого года.

Так, в отчете по итогам 2014 года аудиторы отмечали, что 32,9 млрд рублей составила льгота по уплате НДС в отношении ввозимого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России.  По результатам проверок тем не менее выяснилось, что фактически ввозилось и оборудование бывшее в употреблении и устаревшее – сумма льгот в отношении них составила 2,36 млрд рублей. По сути, бюджет недополучил эту сумму из-за отсутствия нормативных ограничений. Спустя год ситуация так и не изменилась – необоснованно таможенники предоставили льгот по уплате НДС на 51,6 млн рублей, при этом ввозилось полиграфическое оборудование 1958-го и 1990-х годов, оборудование для сахарной промышленности 1989 г. выпуска и другая техника, которая никак бы не способствовала технологическому перевооружению.

Уж год прошел, а «Витязя» всё нет!

Счётная палата также обратила особое внимание на расходы ведомства по информационно-технической части.  В частности, было выявлено, что огромные средства тратятся без получения какого-либо результата.

Начиная с 2009 года на разработку прототипа автоматизированной системы «Витязь» (информационно-аналитическая система по выявлению и расследованию преступлений и административных правонарушений) было потрачено 2,5 млн долларов, на внедрение её в ЕАИС таможенных органов 61,47 млн рублей, на сопровождение – ещё 7,2 млн рублей.  Год назад Счётная палата уже писала об этой проблеме, однако сегодня  ничего не изменилось -  АС «Витязь» на момент проверки так и не функционировала.

Также ведомство выявило, что 2,3 млрд рублей были потрачены на закупку товаров, работ и услуг в ИТ-сфере при отсутствии утвержденного плана информатизации на 2015-2017 год. План ФТС всё же утвердила, но уже в самом конце 2015 года.

Ведомство также отметило, что были выявлены и другие нарушения, способные содержать признаки состава преступлений, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом.  

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы