Аналитика

Развитие малого бизнеса в России: оценка Счётной палаты и реальность

Экономический кризис, рост налогов и падение инвестиций больно ударили по отечественным предпринимателям. Малый бизнес тоже оказался сегодня в незавидном положении – даже успешные предприниматели вынуждены уходить в тень или вовсе прекращать свою деятельность – павильоны в торговых центрах пустуют неспроста. Однако власти не только не замечают проблем, но и рапортуют о небывалых успехах, развитии и процветании.

15 июля прошла рабочая встреча председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой с Владимиром Путиным, на котором обсуждались вопросы поддержки малого предпринимательства.  Ведомство, которое обычно критически оценивает экономические итоги и результаты работы других, в этот раз как будто подменили – настолько оптимистичными кажутся сделанные выводы.

В частности, говорится, что Счётная палата завершила экспертно-аналитическую работу по оценке эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса и, судя по всему, осталась очень довольна. Однако большинство положительных итогов вызывают сомнение и едва ли свидетельствуют об улучшении бизнес-климата.

Больше налогов для бюджета – верный признак развития бизнеса

В первую очередь, ведомство отрапортовало, что увеличилось количество субъектов, занятых в малом и среднем бизнесе, а во-вторых, на 10% увеличились поступления доходов от них в бюджет государства, что в ведомстве расценили «хорошим сигналом».

Счетная палата отмечает, что «есть регионы, где уровень и создания субъектов малого и среднего бизнеса и поступления налоговых платежей существенно превышают среднероссийский уровень». В пример приводятся Белгородская, Саратовская и Новгородская области, где «количество объектов малого бизнеса превышает за последние пять лет 40 процентов». По количеству индивидуальных предпринимателей, в свою очередь, лидируют Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область. 

Если обратить внимание на официальные данные ФНС по регистрации предприятий, то можно увидеть, что численность регистрирующихся предпринимателей увеличивается. На 1 июля в ЕГРИП числится 3,71 млн человек.

fgh1

Ведомство отмечает положительную динамику регистрации, и действительно есть небольшой прирост, однако его попросту не может не быть. Новые ИП создаются ежегодно, при этом перерегистрируются старые, чтобы попасть под налоговые каникулы, а также избежать проверок. При этом число ликвидированных ИП растет гораздо более быстрыми темпами – в среднем на 11,7% ежегодно.

Аналогичная ситуация происходит и среди юридических лиц – к началу 2016 года их численность и вовсе стала меньше прошлогодней и достигла 4,77 млн компаний, при этом число ликвидированных предприятий выросло на 6,5% до 4,75 млн юридических лиц. В среднем их число растет на 16% ежегодно. 

fgh2

Проблемы в экономике и высокие риски заставляют гораздо большее число граждан прекращать свою деятельность, уходить в тень и выкручиваться всеми возможными способами, при этом всплеск регистрации в отдельных регионах вызван введением в действие ФЗ № 477 от 29 декабря 2014 года «Налоговые каникулы 2015», при котором предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (ПСН), освобождаются от уплаты налогов. Однако такое упрощение заинтриговало далеко не всех – введенные несколько лет назад фиксированные ставки платежей в пенсионные фонды стали непосильны для многих предпринимателей. Важно отметить, что подавляющее большинство малых предпринимателей заняты в оптовой и розничной торговле, а потому на их численность также повлияли введенные в отдельных регионах торговые сборы, которые стали  дополнительным налогом.

Значительный ущерб нанесли и другие законодательные инновации ушедшего года – введенная система взимания платы с большегрузов «Платон» этой зимой не только увеличила стоимость грузоперевозок, но и заставила уйти с рынка многих малых предпринимателей, которые в условиях жесткой конкуренции не могли увеличивать цену. Не менее плачевно сказались на них введенный утилизационный сбор и возросшие ставки акцизов на топливо.

В 2015 году появился налог на имущество для лиц, работающих на специальных налоговых режимах, под которые стали попадать объекты недвижимости, находящиеся в собственности и числящиеся на балансе как основные средства  - помещения, торговые центры, парковочные места и многое другое. Наконец, в прошлом году были проиндексированы коэффициенты по уплате УСН и ЕНВД в соответствии с возросшей инфляцией – в 2015 году был самый значительный рост за всё время существования налога.

Так, нагрузка для малого бизнеса только за последний год колоссально взросла  – для некоторых предпринимателей она увеличилась в несколько раз.

 Об увеличении налоговой нагрузки по большинству взимаемых налогов свидетельствует и статистика федеральной налоговой службы.

fgh3

Объем отчислений по УСН увеличивается гораздо более быстрыми темпами, нежели число предпринимателей, использующих данную систему, а выплаты в бюджет по ЕНВД и вовсе растут, несмотря на то, что число предпринимателей, применяющих её, снижается.

Счётная палата интерпретирует это как благо и прямое следствие роста числа предпринимателей, о чём и спешит доложить руководству. А нам остается только удивляться тому, как можно оценивать развитие успехов бизнеса не по обороту или прибыли, а по объему взимаемых налогов. 

Предприниматели активно выходят из тени и жаждут регистрировать патент

Счетная палата отметила и другие положительные итоги, например, новая патентная система начала выводить из теневого сектора экономики самозанятых граждан. В «тени», по оценкам Росстата, трудится около 14,8 млн человек. По словам Татьяны Голиковой, в 2014-2015 году система патентов начала приносить первые ощутимые результаты. Количество граждан и предпринимателей, которые работают по этой системе, увеличилось на 84%, а доходы на 54%.  Основные регионы – это Москва, Московская область и Крымский федеральный округ – на них приходится 53,9% всех поступлений.

Однако если вновь возвращаться к статистике, то пока о выходе из тени говорить явно рано. На патент переходят многие уже действующие предприниматели, меняя таким образом себе систему налогообложения.  Пик регистрации на Москву и Московскую область пришелся неспроста. После введения торгового сбора, ставки по которым были действительно «купеческие», расходы стали непомерны для многих предпринимателей. Вариант с патентом оказался куда более выгодным, ведь в таком случае предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора. Аналогичная ситуация происходит и в Крымском федеральном округе, где к тому же малый бизнес был вынужден заново регистрировать все документы после присоединения полуострова к России. Также патент гораздо удобнее других систем налогообложения при сезонной работе, когда фактически деятельность осуществляется, к примеру, в летний сезон, что также привлекло многих предпринимателей юга.

Регистрация патентов в последний год начала увеличиваться, однако растет оно отнюдь не за счет числа граждан, вышедших из тени, а лишь за счет того, что уже действующие предприниматели из двух зол выбирают меньшее, и переходят на другую систему налогообложения.

Господдержка: деньги выдаются - равно эффективность

На встрече  обсуждался и другой важный вопрос – поддержка малого бизнеса, которую администрирует Министерство экономического развития, Минсельхоз и Фонд содействия инновациям. Всего ведомство оценило объем направленных средств в 39 млрд рублей, при этом поддержку получили около 250 тысяч предпринимателей. Механизм поддержки оценили как «в целом эффективный». Тем не менее, уже на встрече было отмечено, что фактически у государства нет обратной связи – сегодня недостаточно информации о том, какие предприятия ликвидируются, а какие продолжают существовать  - реестр налоговой службы, где содержалась бы детальная информация по предпринимателям, пока не заработал, и работа ведется лишь по данным Росстата.

Однако, если здраво посмотреть на всю систему поддержки в целом, то сегодня трудно говорить о том, что она эффективна, и дело здесь даже не столько в коррупции, неинформированности предпринимателей или трудном механизме получения субсидий. Сама по себе «эффективность» предполагает наличие какого-либо результата, но цифры, заложенные в стратегии развития МСП – это лишь общие показатели, которые к тому же пока не достижимы по экономическими причинам. Кроме того, стратегические документы не оценивают эффект именно от финансовых вложений государства в предпринимателей.  Ключевые индикаторы основываются лишь на увеличении их численности и оборота деятельности, который традиционно и так растёт из-за инфляции.

fgh4

В итоге, в масштабах государства выделение средств просто не может привести к видимому результату.

Малый бизнес дорвался до госзакупок

Не забыла Счетная палата отметить положительные итоги  и по части госзакупок. Несмотря на то, что малый бизнес пока не достиг доли в 15% в общем объеме заключенных контрактов, ведомство отметило двукратный рост  общей стоимости заключенных прямых контрактов – до 270 млрд рублей в 2015 году.

Однако сами предприниматели такого оптимизма не разделяют. По результатам опроса, проведенного НАФИ в марте 2016 года, 65% вообще не планируют в будущем участвовать в госзакупках во многом из-за непрозрачности процедур и высоких административных барьеров. Серьезным препятствием для многих компаний и индивидуальных предпринимателей  остаётся и сумма обеспечения, которую необходимо вносить для того, чтобы участвовать в госзакупках. Если до 2006 года  поставщику или исполнителю необходимо было только документально подтвердить свою квалификацию, то введенные правила требовали от него внести финансовое обеспечение. Логика закона состояла в том, что таким образом заказчик мог подстраховать себя в том случае, если недобросовестный предприниматель не выполнит условия контракта. Для малого бизнеса это стало дополнительным барьером, связанным с необходимостью изымать из оборота кругленькую сумму. Спустя десять лет  кардинально ничего так и не изменилось.  Сегодня закон требует предоставление банковской гарантии на сумму от 5 до 30% от начальной цены контракта либо перечисления своих или кредитных средств на счет заказчика. Поблажки предпринимателям пока существуют лишь в виде законопроекта, и пока нововведения не вступят в силу, маловероятно, что госзакупки станут привлекательны для малого бизнеса.

Вот  с таким вот безграничным позитивом смотрят в высших кругах на развитие предпринимательства, да, пожалуй, и на все остальные проблемы. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы