Экономика

Не все зоны одинаково бесполезны - доказывали в Петербурге

На фото: Максим Мейксин и Тамара Рондалева
Экономический эффект деятельности особых экономических зон не достигнут, считает Счётная палата России. Однако с этим готов поспорить Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Администрации Санкт-Петербурга. Он сообщил корреспонденту ПРОВЭД, что часть заявлений в отчёте проверяющего органа спорная, не совсем корректно проведена оценка показателей.

О фактически высокой бюджетной эффективности Санкт-Петербургских ОЭЗ рассказали на интерактивной панельной дискуссии «Особые экономические зоны. Новый этап в развитии проекта и регионов», прошедшей в рамках IX Петербургского Международного инновационного форума.

«То, что закладывалось тогда, в начале, и было намечено правительством города, губернатором сегодня даёт этот взрывной эффект, особенно с точки развития фармотрасли. Те деньги, которые город вкладывал в развитие инфраструктуры, то есть подъездных путей, инженерной инфраструктуры, они уже начинают приносить плоды», - заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, отметив, что объём налоговых отчислений резидентами за 2015 год достиг цифры, превышающей 5 млрд руб.

«По экспертной оценке, к 2018 году мы соберём более 17 миллиардов рублей в федеральный и региональный бюджет. То есть это будет сопоставимо с теми деньгами, которые вложены в нашу зону. Мы, как можем, в сотрудничестве с городом осуществляем работу с нашими резидентами», - пояснила  нам заместитель руководителя филиала АО «Особые экономические зоны» в Санкт-Петербурге Тамара Рондалева.

Именно поэтому, несмотря на все угрозы, ОЭЗ Петербурга развиваются, на их территориях открываются таможенные посты. В частности, например, в эту пятницу открывается новый таможенный пост в Псковской области.

Однако, как признали присутствующие, ещё более успешному развитию зон мешает отсутствие грамотно выстроенного маркетинга, особенно в части внешнего продвижения.  По мнению специалистов, нужно много и агрессивно доводить до сведения потенциальных контрагентов, какие зоны сегодня существуют на территории РФ, рассказывать об их преимуществах.

zoneОсобые экономические зоны не поддерживают национальную экономику

«ОЭЗ России практически неизвестны во внешней среде. Например, Россия – основной производитель титана в мире, но при этом титановую китайскую долину знает весь мир, а нашу нет», - поделился глава управляющей компании ОЭЗ «Титановая долина» Артемий Кызласов.

С 2006 года к работе на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) в Санкт-Петербурге привлечено 43 резидента с общим объёмом заявленных инвестиций более 39 млрд. руб. Из них 18 млрд. руб. уже фактически вложено в развитие ОЭЗ. Совокупная выручка резидентов за 10 лет составила более 17,7 млрд. руб. и из них  6,1 млрд. – только за 2015 год. При этом за прошедшее десятилетие резидентами создано почти 2000 рабочих мест на предприятиях высокотехнологичного сектора.

 «Мы меняемся к лучшему, наша зона может прирасти ещё на 53 га, стоит очередь из инвесторов, которые согласованы Минэкономразвития и правительством города, - объявил вице-губернатор. - Самое главное, что за последнее время были предприняты шаги со стороны Минэкономразвития, правительства России по правильному усовершенствованию формы и дальнейшего развития этих зон».

Особо участники дискуссии отметили, что ОЭЗ Санкт-Петербурга объективно считается одной из самых успешных и эффективных в стране, - по всем показателям она вошла в пятёрку сильнейших зон России. По словам Тамары Рондалевой, залог их успеха в том, что Петербург это «мекка» для подготовки будущих фармацевтов, машиностроителей, специалистов на очень высоком уровне.

«Петербургская зона одна из удачных, мы растём, у нас хорошие показатели. ОЭЗ – это хороший инструмент для развития региона», - поддержал тезис Максим Мейксин.

Зоны под угрозой

Спикеры рассказали и о возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах для управления ОЭЗ, и об избыточном, по мнению многих профессиональных участников отрасли, контроле со стороны проверяющих органов.

По словам Артемия Кызласова, многочисленные проверки и сильно зажатые бизнес-процессы – основные факторы, угрожающие развитию ОЭЗ.

«Я занимаюсь бизнес-проектами лет 20, и вёл проекты в коммерческие структурах, - поделился он. - Когда я пришёл в госслои, мне казалась скорость принятия решений просто чудовищной, потому что невозможно тратить столько времени на принятие решений. Да, конечно, референсные точки должны контролироваться, но это достаточно простые показатели, если проект завязан на капитальные вложения. А у нас проверка на проверке, а потом ещё проверяют тех, кто проверяет».

По мнению генерального директора АО «ОЭЗ ПТТ «Тольятти» Алексея Пахоменко, при создании ОЭЗ должно быть определено правило, согласно которому в течение хотя бы 3-5 лет количество проверок жёстко регламентировалось и ограничивалось.

«То,  сколько мы проходим проверочных мероприятий, сколько тратим ресурсов на это, очень сильно сказывается на работе ОЭЗ», - заявил Алексей Пахоменко. Он отметил, что только за первый год работы резиденты заплатили примерно 10% в казну от всей суммы, вложенной государством.

Вице-губернатор также поддержал тезис о том, что механизм управления особыми экономическими зонами нужно совершенствовать с тем, чтобы при сохранении контроля над расходованием государственных средств не возникало излишней опеки и проверок, которые отражаются на работе всей зоны, а порой и вовсе парализуют её.

Кроме того, Сергей Мовчан акцентировал внимание на том, что государство обязано создавать для бизнеса инфраструктуру, чтобы привлечь инвестора, а также необходимо упростить и оптимизировать процедуру получения статуса резидента, которая, по его убеждению, сейчас излишне забюрократизирована.

Помимо этого все бизнес-проекты ощущают негативное влияние разницы курса валют, выросшей стоимости оборудования, и уменьшения объёма западных инвестиций.

Господдержки много не бывает

 По мнению Алексея Пахоменко, необходимо создать институт, который на льготных условиях и централизованно финансировал бы резидентов ОЭЗ для того, чтобы они могли развивать свой бизнес.

«Государственных денег никогда много не было и теперь не будет надёжно долго, - не без иронии пояснил он, - но при этом, на мой взгляд, должен быть задействован инструмент финансового партнёрства. При резких скачках экономики резиденты получают очень серьёзный финансовый удар, который им компенсировать нечем. Это не деньги, которые должны быть отданы из бюджета бесплатно, это деньги, которые  для отдельно отобранных проектов должны быть существенно ниже рыночных».

В ходе дискуссии спикеры согласились с тем, что со стороны государства крайне важно не только оказывать всяческую поддержку институту ОЭЗ, но и придерживаться понятной для инвестора стратегической линии, а любые изменения должны укладываться в общую канву развития ОЭЗ. Помимо этого, от властей ждут стимулирования притока резидентов через государственный заказ, так как именно государство является крупнейшим потребителем продукции, производимой резидентами ОЭЗ, особенно в рамках политики импортозамещения. Поэтому обеспечив инвестору долгосрочный контракт под обязательство создания производственных мощностей, государство даст возможность профессиональному предпринимателю развить практически любое производство.

Тем не менее, по мнению большинства выступавших на конференции специалистов, глобальных трудностей у ОЭЗ нет, - есть свои проблемы на каждом этапе, но они преодолимы и есть довольно большое количество новых направлений, в числе которых кластеризация  и нестандартные источники финансирования, которые в рамках развития ОЭЗ будут приносить свои плоды. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы