Экономика

Быстрые газели помогут экономике

На бегах обычно ставят на ту лошадь, которая выглядит здоровее и скачет быстрее всех. По крайней мере, в теории так должно быть. В период кризиса тоже логичнее поддерживать те компании, которые имеют запас прочности, способны пережить трудные времена и продолжать свое развитие. Таких компаний в России не много, но они есть: их называют «газелями».

«Слоны», «львы», «газели» и «мыши»

Термин «газели» впервые использовал американский экономист Дэвид Берч. Он исследовал влияние малых и средних компаний на экономику США и в итоге выявил четыре группы компаний. Первая группа – это «слоны», крупные компании, которые зачастую имеют государственный капитал. Вторая группа - «львы» - компании, которые живут и процветают за счет поглощения более слабых соперников. Третья группа - «газели» - это те, кто несется вперед, расширяясь за счет развития собственного потенциала, а не за счет поглощения себе подобных, и, наконец, последняя группа -«мыши» - все мелкие игроки рынка. По мнению Дэвида Берча, именно «газели» являются основной движущей силой экономики страны. По статистике, в мире от 1 до 4% таких компаний дают до 80% ВВП того или иного государства.

«Газели» имеют определенные признаки. Чтобы получить такой статус, компания должна существовать на рынке не менее четырех лет, иметь годовую выручку от 50 миллионов до 1 миллиарда рублей, при этом средний темп прироста выручки должен составлять более 30%. «Компания-газель» не контролируется государством, иностранными стратегическими инвесторами или холдингами, группами компаний или иными подобными корпоративными образованиями. В России, по оценкам экспертов, всего 1% таких компаний. Для сравнения, до кризиса 2009 года доля «газелей» в России достигала 7-8%, что является рекордным показателем для многих стран.

За рубежом к этой прослойке бизнеса относятся достаточно трепетно: во многих странах государство мониторит такие компании и предлагает конкретные меры поддержки. В России отношение в «газелям» такое же, как к малому или среднему бизнесу, никакого приоритета у них нет. Вместе с тем эксперты говорят, что внимание к «газелям» должно быть особенным, потому что именно они способны принести высокий доход и предоставить много новых рабочих мест, что особенно актуально в кризис. Пока же «компании-газели» борются с теми же проблемами, с какими сталкиваются малый и средний бизнес: это отсутствие доступа к рынку, административные барьеры, дорогие финансовые ресурсы и так далее.

Polintsev

Фото: ПРОВЭД

 

Подороже, но похуже

«Для таких компаний, как «газели бизнеса», наибольший интерес представляет доступ к рынку. Мы никак не можем достучаться до администрации Санкт-Петербурга с идеей городского заказа, мы не можем снабжать город своей продукцией, потому что нам не пробиться», - рассказывает Дмитрий Полынцев, президент ГК «Алкор Био», специализирующейся в области биотехнологий. По словам бизнесмена, город ежегодно тратит порядка 300 миллионов рублей на аналогичную, но менее качественную продукцию, покупая ее у других производителей, причем по более высокой цене.

Речь, в частности, идет о конкретном продукте – о препарате, позволяющем одновременно выявить 25 мутаций в гене, который отвечает за наследственное заболевание под названием муковисцидоз. Это заболевание достаточно редкое, но оно встречается, и чем раньше ребенку поставят правильный диагноз, и чем быстрее начнется терапия, тем больше у него шансов на нормальную жизнь. «Мы никак не можем придумать, что с этим продуктом делать, мы который год бьемся, но интереса со стороны города нет. Параллельно мы проводим апробацию этого продукта в ряде европейских стран, там ситуация повеселее. В целом, наша продукция в Европе востребована. Мы, в частности, производим реагенты под этикетками четырех европейских компаний на основе субконтрактного производства. Компания современна и конкурентоспособна - хотя бы это обстоятельство, как мне кажется, должно было бы привести к тому, чтобы мы стали интересны и нашим властям», - говорит президент компании.

Даже личная встреча с губернатором Санкт-Петербурга ни к чему не привела. «В декабре прошлого года проводилась встреча губернатора города с инновационными предприятиями, я лично разговаривал с господином Полтавченко, он при мне дал указание руководителю Невского района подготовить информацию, мы мгновенно все собрали и передали, но на этом все и закончилось. Нам ни на каком уровне не удалось выстроить отношения - ни на местном, ни на региональном, ни на федеральном. Стране мы не интересны», - резюмирует Дмитрий Полынцев.

Sazhina

Фото: ПРОВЭД

 

Государственный «оазис»

Представитель другой «компании-газели», директор по коммуникациям компании ООО «Ракурс-Инжиниринг» Катерина Сажина, выделяет три проблемных момента, решение которых помогло бы поддержать быстроразвивающиеся компании России. Во-первых, это создание инфраструктуры и прозрачных условий работы на территории всей страны, а не только на отдельных кусочках – таких, как Особые экономические зоны. Во-вторых, наличие доступных финансовых ресурсов и прозрачной финансовой поддержки со стороны государства, и, в-третьих, – снижение административных барьеров.

«Такой формат, как ОЭЗ, который дает компаниям всю подготовленную инфраструктуру, гарантированные пониженные налоги, режим поддержки в формате «одного окна», должен развиваться в целом по России. В этом оазисе государственной заботы мы, как резиденты ОЭЗ, живем. Кредитные ресурсы вне таких оазисов настолько велики и нестабильны, что планировать свою деятельность и развивать какие-то новые технологии, зачастую невозможно. В ситуации, когда мы не знаем, что будет завтра, такой механизм обеспечил бы гарантию как минимум на 25 лет. Сейчас, к сожалению, компаниям не хватает стабильности и прозрачных мер финансовой поддержки. Чтобы получить субсидию или грант, нужно приложить титанический труд», - отмечает она.

На вопрос ПРОВЭД, почему компания ГК «Алкор Био» не воспользовалась возможностями «оазиса государственной заботы» в виде ОЭЗ Дмитрий Полынцев отвечает: «Чтобы построить там, например, здание, нужен кусок земли. И это предлагается абсолютно на коммерческой основе с обычными среднегородскими ценами за подключение коммуникаций, а у нас довольно крупное предприятие. Более того, в какой-то период времени в ОЭЗ в Санкт-Петербурге существовало ограничение по видам деятельности, и там можно было разместить только науку. И что - я туда повезу науку, а производство будет где-то в другом месте? Не интересно получается. Сейчас ситуация изменилась и, может быть, облегчилась, но я уже все построил. Я потратил более 10 миллионов евро на приобретение и приведение здания     в нужное состояние, что теперь с этим делать?», - отмечает бизнесмен.

Идея с развитием инфраструктуры в стране – хорошая, но как показывает практика ОЭЗ в Санкт-Петербурге, очень затратная. Напомним, на создание инфраструктуры Особой экономической зоны в Петербурге из городского и федерального бюджетов было выделено более 13 миллиардов рублей, при этом налоговые отчисления компаний-резидентов в бюджеты всех уровней за все время существования ОЭЗ составили всего только 1,7 миллиарда рублей.

 

Материалы по теме:

ОЭЗ в Петербурге: точка безубыточности наступит в 2017 году

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы