Экономика

Растить не свой сад и вырастить семейный бизнес

Сегодня ландшафтным направлением в бизнесе никого не удивишь, особенно на юге масса предложений по оформлению участков и покупке растений для них. А в 90-е мало кто верил в перспективу такого бизнеса. Семья Манукян не побоялась стать в Ростове-на-Дону первооткрывателем, и вот в декабре минувшего года компания «Юнамакс» отметила свое 20-летие.

«Когда оформляла предпринимательство, в графе «сфера деятельности» указала: ландшафтный дизайн, озеленение. Девушка, готовившая документы, посмотрела так жалостливо, давайте, говорит, лучше напишем «коммерческая деятельность», вы же прогорите, я первый раз слышу такое. Я настояла на своем, а через несколько лет мы давали этой девушке в нашей фирме работу», − вспоминает Карина Манукян.

Но началось все гораздо раньше, на родине, в Азербайджане, где Карина вместе с мамой ухаживала за садом. Там же она познакомилась с Эдуардом Манукяном, поженились, и молодая семья военнослужащего уехала в Чехословакию. А после развала СССР они переехали в Ростов, который напоминал родные края южным колоритом и климатом. К главному делу шли постепенно, а отправной точкой можно считать фирму «Скульптор».

«Там делали памятники, скульптуры, а однажды заказчик предложил  полностью оформить интерьер — сделали. Потом спросил, сможем ли на участке провести водопровод — сделали. Потом посадили растения, а потом и его соседу. Работали кустарно, без образования, на интуиции — набирались опыта из книг и практики», − вспоминает Эдуард Манукян.

Вскоре он стал выполнять более сложные ландшафтные работы, супруга занималась посадками растений. Действовали, что называется, под черным флагом, заказы получали благодаря сарафанному радио, и однажды Карина сказала: надо открывать фирму. Основной мотивацией для развития семейного бизнеса стали дети, даже название компании «Юнамакс» состоит из их имен: Юля, Нарина, Максим.

Когда появились первые деньги, они приобрели недалеко от Батайска участок земли, чтобы поставить теплицу для выращивания растений, которых не было в продаже.

«Мы заложили её в 1999 году. Зима была холодная, топили круглые сутки – денег не хватало. Чтобы не обогревать 500 кв м впустую, высадили, помимо двух тысяч луковиц лилий, обыкновенный лук, связывали потом его в пучки и сдавали оптом. В том году никто из нас ОРВИ не болел — надышались луковыми парами. Потом сажали салат, петрушку и постепенно перешли к растениям», − вспоминает Карина.

Посадочный материал стал немного разнообразнее, а ландшафтные решения − оригинальнее. С открытием собственного столярного цеха в дизайне садовых участков можно было использовать деревянные скульптуры. На долгое время ослик с тележкой стал фирменным знаком «Юнамакса». Но хотелось двигаться дальше, делать такие сады, как в Англии, Франции, сажать не только кустарники, березки, ёлки, но и экзоты, да ещё необычной формы. Пришлось налаживать контакты с зарубежными питомниками. 

«Здесь самое главное – ассортимент, – считает Эдуард. – Должно быть не только то, что пользуется спросом, а разное, чтобы показать возможности. Допустим, брали огромное и дорогое дерево бансай, понимая, что его вряд ли купят. Даже себе в убыток, но хотели показать, что можно делать необычного с обычными растениями».

Сначала за растениями ездили в Польшу, потом привозили из Бельгии. На аукционе в Голландии Карине довелось столкнуться с цветочной русской мафией.

«Мы договорились с питомником, а уже на месте посредники стали предлагать купить через свою фирму, – вспоминает Карина ту поездку. – Растения – скоропортящийся товар, для них нужны специальные машины с регулируемой температурой, и задержки не желательны. Мафия настаивала на своих услугах, угрожала. Я решила, что всё сделаю сама. Когда угрозы продолжились, сказала посреднику: Ты меня знаешь? Ты уверен, что можешь мне такие предложения делать? Как ни странно, это подействовало, хоть я блефовала. Это моя черта характера: даже когда знаю, что могу выйти из ситуации побежденной, всё равно туда лезу».

Это был серьезный рывок и переход на новую ступень, потому что к тому времени в Ростове и области появилось множество ландшафтных фирм. Научиться проектированию можно, а вот наладить поставки качественного посадочного материала – задача посложнее. У «Юнамакса» теперь его вынуждены были приобретать конкуренты.

«Некоторое время мне снился сон: я строю дворец. В голове при этом звучит имя Навуходоносор – вавилонский царь, строивший и украшавший храмы для божеств. Мы еще смеялись с мужем: царица. А потом, когда пришли к тому, что нам нужен большой садовый центр, поняли, что сон был вещий», – рассказала Карина.

К этому они шли 15 лет. А толчком стала необходимость сделать прозрачной оплату за растения через кассовый аппарат, считывающий штрих-код. Это упрощало контроль, так как сотрудники не всегда оказывались добросовестными. Решили, если уж делать, то основательно — большой садовый центр по типу супермаркета, в котором будет все: растения, инвентарь, товары для дачи. К тому времени у компании был второй участок с площадкой под открытым небом для реализации растений и демонстрационным садом. Рядом построили трехэтажное здание центра. Внедрили лучшее на то время: световое оснащение, вентиляцию, грузовой лифт, сделали подъезды для машин, парковку для посетителей.

«Бизнес стоит на том, что постоянно должен улучшаться, развиваться, − уверена Карина. − Я не понимаю людей, которые 10 лет подряд делают одно и то же. Если ты сегодня работаешь так же, как три месяца назад — ты уже отстал, потому что все стремительно меняется. Если добившись чего-то, почиваешь на лаврах — это смерть. Я бы не хотела лежать на диване и только получать дивиденды от денег, заработанных раньше. Мне важно идти дальше».

Новые идеи рождаются даже из семейных забот. Так, вместе с  внуками появились и новые направления бизнеса. По московской франшизе открыли развивающий детский клуб «Сёма», этим делом руководит средняя дочь Нарина, она логопед-дефектолог по образованию. Старшая, Юля, проводит уроки английского языка, она же занимается рекламой компании. Младший, Максим, учится в вузе и только знакомится с тонкостями семейного бизнеса.

Не так давно с подачи семьи Манукян в поселке появилась «соляная пещера». Идея шла от того, что воздушные соляные ванны полезны детям с аллергией, от которой страдают Юлины Аня и Женя. Затем добавили для взрослых кедровую бочку, сауну, массаж, физиотерапию — получился оздоровительный центр.

Они постоянно добавляют что-то новое: в ландшафтный дизайн — 3D- проектирование, в озеленение — современные вертикальные формы. Закладывают собственный питомник, хотят открыть образовательный центр по подготовке профессиональных садовников и садоводов-любителей.

«Я хорошо знаю, что прежде чем что-то получить, надо много трудиться, не жалея себя. Для нас не существовало нормированного рабочего дня, мы еле сводили концы с концами, поэтому я уверена: любое дело можно раскрутить даже без начальных средств, если грамотно подойти и заниматься с душой и полной отдачей. Я рада, что этот бизнес состоялся. Он приносит доход — мы можем сами на это существовать, предоставлять рабочие места людям и получаем от этого всего удовольствие», − говорит Карина Манукян.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы