Экономика

Женщины и мужчины в бизнесе: все равны?

Женщины продолжают постепенно отвоёвывать места в «мужском» мире, пробуя себя во всевозможных сферах деятельности. Хотя, например, в списке богатейших персон по версии Forbes не так уж много представительниц прекрасной половины. Да и среди российских успешных предпринимателей едва ли с ходу назовешь женскую фамилию. На брифинге в Ростове-на-Дону эксперты (в основном – те самые предприниматели в юбках) обсудили тему женского предпринимательства и пришли к выводу, что не стоит разделять бизнес на женский и мужской. Однако всё же отметили, что бизнес-леди отличаются большей аккуратностью, ответственностью и осторожностью.

У женщин хобби чаще переходит  в способ заработать

Если мужчины начинают свое дело для того, чтобы стать финансово независимыми, то у женщин в большинстве случаев оно вырастает из хобби или для решения тех или иных социально-бытовых проблем. По словам директора департамента экономики Ростова Светланы Камбуловой, женщины чаще всего заняты в таких сферах, как уход за детьми дошкольного возраста и услуги — парикмахерские, ателье, салоны красоты.

«Зачастую они начинают с того, что им нравится, и объединяются для создания бизнеса. Например, идея организовать частные детские сады у большинства начиналась с того, что некуда было самим деть ребенка. Они собрались вдвоем-втроем: у одной было помещение, у другой образование педагога, у третьей идея и знания, как это сделать», − пояснила Светлана Камбулова.

Она же сообщила, что 32% бизнесменов, получивших поддержку со стороны департамента в 2015 году, женщины. При этом преференция по гендерному признаку всего одна: если у женщины есть дети и она занимается бизнесом, то при распределении субсидий ей даётся два дополнительных балла.

В бизнесе не важно, носишь ты брюки или юбку

Директор по внешнекорпоративным связям ООО «Амвэй», член комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» Анна Сошинская считает, что успех в бизнесе не зависит от пола. На это влияют личные качества, цели, которые человек ставит, отличная идея и упорный труд.

«В бизнесе я не чувствовала никакой дискриминации, была на равных, и мне было достаточно комфортно со всеми мужчинами, которые меня окружали. Если я просила о помощи, они помогали советами, − поделилась своим опытом создатель, директор и главный редактор агентства новостей donnews.ru Марина Поюрова. − Может, есть специфика в чисто мужских сферах — на флоте, в армии наверняка будут какие-то проблемы. Но в бизнесе гендерных различий не существует. Главное понимать, что ты хочешь, ставить перед собой цели и достигать их, а не ждать, когда тебе что-то упадет на голову. И много-много пахать».

Если же рассуждать о качествах характера, которыми должна обладать бизнес-леди, по мнению Марины Поюровой, это совсем не обязательно должны быть жесткость и авторитарность. Наоборот, считается, что чем больше ты женщина, тем больше получаешь мужской заботы и желания оберегать, защищать, помогать. Когда в женщине проявляется больше мужских качеств, мужчины  видят в ней соперника и тогда работать намного сложнее.

Можно ли давать женщинам кредиты?

Все же есть различия между женщиной и мужчиной-предпринимателем. Анна Сошинская уверена, что женское предпринимательство более социально ориентировано. И не только из-за выбора направления бизнеса: женщины, имеющие маленьких детей, находятся в декрете, поэтому бизнес отчасти дотационный — государство доплачивает деньги на содержание детей. Правда, при оформлении ИП женщина лишается этих льгот. Анна добавляет, что женщины осторожнее мужчин, меньше рискуют и более ответственны. Такого же мнения придерживается и заместитель начальника управления по работе с корпоративными клиентами банка «Центр-Инвест» Людмила Лабунько.

«В 2012 году мы запустили программу «Бизнес-кредит для женщин». Ставка 13,75, срок до года и сумма до трех миллионов. Мы за это время профинансировали 250 женщин-предпринимателей, представляющих как организации, так и ИП, на общую сумму 310 млн. Что самое интересное − по этим кредитам никогда не было просрочек, все возвращались вовремя», − рассказал Людмила Лабунько.

А вот член экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области «Опоры России» Владислав Боровик в этом вопросе придерживается противоположного мнения. Он убежден, что дамы часто бездумно берут кредиты в банке, зачастую выбирая те, что оформляются быстро, чуть ли не по телефону под бешеные проценты.

«Как показывает практика, не все к этому готовы. Лучше, на мой взгляд, прислониться, что называется, к авторитету, человеку, который уже достиг каких-то высот. Я бы рекомендовал всем рассматривать всевозможные бюджетные сферы помощи как волшебную палочку, которая на начальном этапе сможет в том числе и спасти. Потому что многие ИП закрываются, только открывшись. Но то, что женщины в бизнесе работают мягче и ответственнее — это факт», − констатирует Владислав Боровик.

Женщин-предпринимателей надо поддерживать отдельно

По подсчетам Владислава Боровика, в российском бизнесе занято около 37-45% прекрасной половины человечества. По сведениям же Анны Сошинской, всего 5% женщин являются предпринимателями, а значит, есть куда развиваться.

«Женщины зачастую отказываются от своих бизнес-идей, потому что при ближайшем рассмотрении и составлении бизнес-плана видят их несостоятельность. Тогда они объединяются в группы с более состоятельной идеей. Для этого их нужно обучать. Я считаю, что образование поможет избежать грубых ошибок и понять перспективу развития той или иной идеи. Молодежь же мы выделяем в отдельную категорию, поддерживаем ее, и женщинам тоже нужна поддержка», − говорит Анна.

Для этого в марте прошлого года были организованы женские комитеты по поддержке малого и среднего бизнеса, подготовлена бесплатная образовательная программа. Комитет «Опоры» планирует в этом году распространить её как минимум в 10 городах России. Тренинги помогут познакомиться с субсидиями, банковскими услугами и условиями кредитования, а также включат консультации других специалистов.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы