Как известно, Федеральная таможенная служба выполняет различные функции - защищает страну от нелегального ввоза ряда товаров, препятствует провозу наркотиков, оружия, взрывчатки и т.д., стимулирует развитие производств, устанавливая определенный размер пошлины на ресурсы. Однако на данный момент самая основная её функция - фискальная. И именно она главенствовала среди остальных функций во все времена, ведь это одна из самых больших статей в бюджете нашего государства.
Тем не менее, объем платежей, который поступает в бюджет от таможенной деятельности, варьируется в зависимости от экономической ситуации, времени года. Отличается он и в рамках каждого регионального таможенного управления.
Всего за 2012 год было начислено таможенных платежей на сумму 6,579 трлн. рублей. Это значение превышает прогноз. ФТС планировала, что соберет таможенных платежей на сумму 5 469 920,2 руб. Т.е. значение превысило прогноз более чем на миллиард рублей.
Таможенные платежи и ВТО
Присоединение России к ВТО, как видно из данной цифры, сказалось на общей сумме исключительно положительным образом, не смотря на то, что планировалось снижение таможенных пошлин и уменьшение ставок таможенных сборов.
Эксперты связывают это с тем, что в целом увеличился товаропоток, а также и то, что участникам ВЭД не всегда удается доказывать реальную таможенную стоимость ввозимого товара, а также и то, что снижение пошлин происходит постепенно.
В 2012 году произошел первый этап выполнения тарифных обязательств: Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС) были приведены в соответствие с начальными ставками связывания в ВТО.
Как говорится в материалах Минэкономразвития, в ходе снижения пошлин планируется вернуться к уровню 2004-2006 годов. Основное увеличение ставок таможенных пошлин происходило во время кризиса 2008-2009 гг., соответственно их и планируется снижать.
Так уже за 2012 год произошло снижение ставок ввозных таможенных пошлин по 8% тарифным линиям. В ряде случаев осуществлялся переход от комбинированной к адвалорной или специфической ставке пошлины, что в ряде случаев способствовало её уменьшению.
Почти половина таких случаев касается товаров продовольственной группы: рыба, мясные продукты, сухое молоко, молочная сыворотка, солод, крахмал, маргарин, фрукты, некоторые злаковые, масличные, шоколад, дрожжи, соевый шрот, на которые пошлина в основном снизилась на 5-10%.
Ставки таможенных пошлин на промышленные товары уменьшились на 5-10 % с уровней, размер которых составлял 20-25 процентов. В ряде случаев для целей соответствия обязательствам в ВТО было решено отказаться от специфической составляющей без изменения адвалорной части таможенной пошлины.
Что касается средневзвешенной импортной ставки, рассчитанной в среднем по всем товарам ЕТТ ТС, то в целом из-за договоренности перед ВТО, она также снижается. Так, если в январе-августе 2012 года она составляла 9,9%, то уже в сентябре-декабре 2013 года - 8,6%. К концу 2013 года её планируется снизить до 7,7%.
Всего к 2016 году планируется, что средневзвешенная ставка пошлины составит 6,39%.
Конечно, хотелось бы, чтобы вместе со снижением пошлин на 1% одновременно росла на n-ное количество пунктов и конкурентоспособность российских фирм, и государственная поддержка экспорта, но, увы, пока по этим пунктам трудно обозначить видимые успехи.
Таможенные платежи в Таможенном союзе
В 2012 году страны-члены таможенного союза получили следующие суммы таможенных платежей:
Особенно много споров возникает по поводу перечисления таможенных платежей в Россию из Беларуси.
Беларусь в 2012 году перечислила в бюджет России $3,8 млрд. вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, полученные из российской нефти.
(Как известно, Беларусь с 2011 года импортирует российскую нефть беспошлинно, но перечисляет в бюджет России вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из этого углеводородного сырья и проданные в третьи страны. Экспортные пошлины от продажи нефти собственной добычи (около 1,7 млн.т в год) Беларусь зачисляет в свой бюджет).
По словам А. Лукашенко данные пошлины являются очень высокими, и «Мы Таможенный союз не потянем, если не будем видеть от него экономического эффекта».
В том случае, если с 1 января 2014 года Россия не отменит пошлины на нефтепродукты, то Минск может выйти из Таможенного союза.
Таможенные платежи в Российской Федерации
В соответствии с данными ФТС за 2012 год, динамика фактических и плановых перечислений таможенных платежей за 2006-2012 год выглядит следующим образом.
Динамика перечислений таможенных платежей в доход
федерального бюджета в 2006 – 2012 годах
Также стоит отметить, что таможенные платежи устанавливаются в зависимости от ожидаемых объемов экспорта и импорта, а, значит, и растут вместе с ними.
Так средний темп роста таможенных платежей (фактически полученных в бюджет) составляет 115%, т.е. в среднем за 7 лет, ежегодно мы получали в бюджет на 15% больше, чем в прошлом году.
то же касается внешнеторгового оборота, то также за аналогичный период, его средние темпы роста отличаются только на 1%, и составляют 114%, т.е. в среднем за 7 лет ежегодно внешнеторговый оборот увеличивался на 14%.
Динамика темпов роста внешнеторгового оборота и фактически уплаченных в бюджет таможенных платежей представлена на рисунке ниже.
Во всех случая внешнеторговый оборот и таможенные платежи взаимосвязаны – рост и спад происходит одновременно. Однако сами темпы роста различаются. Так в 2007, 2009, 2010,2012 гг. таможенные платежи росли быстрее внешнеторгового оборота, а в 2008 и в 2013 гг. – было наоборот.
В целом же наблюдается тенденция роста таможенных платежей, что объясняется инфляцией и ростом внешнеторгового оборота.
Как видно из представленного графика, основной спад в уплате таможенных платежей приходился на 2009-2010 годы – годы экономического кризиса. Тем не менее, ФТС в эти и в остальные годы превышает то значение, которое ему устанавливает министерство Финансов.
Резкий подъем же в 2008 году таможенных платежей объясняется резким ростом внешнеторгового оборота, как видно из графика.
Динамика перечислений таможенных платежей при импорте и экспорте товаров в доход федерального бюджета в 2006 – 2012 годах
* Сборник ФТС
В течение последних семи лет, в том числе и в 2012 году таможенные платежи, которые Россия получает от экспорта товаров, значительно превышает платежи при импорте. И, как видно из рисунка, с каждым годом это различие становится все существеннее.
И это будет только усугубляться под влиянием нашего присоединения к ВТО.
Платежи при экспорте уже сейчас постоянно увеличиваются – если посмотреть данные Росстата или СМИ – мы продаем все больше и больше сырьевых товаров, а при импорте серьезно уменьшаются - т.к. мы уменьшаем ввозные пошлины, т.к. это наше условие присоединения к ВТО.
Все это приводит к тому, что таможня, как механизм регулирования экономики перестает работать эффективно.
Если рассматривать общую структуру таможенных платежей, публикуемую ФТС, то в 2012 году радикальных изменений в ней не произошло – по прежнему вывозные таможенные пошлины занимали лидирующее положение среди остальных таможенных платежей.
Показатели плановой структуры на 2013 год по таможенным платежам ниже, чем в 2012 году. Это связывают с присоединением к ВТО и ожиданиями в сфере уменьшения внешнеторгового оборота.
Что касается процентного соотношения видов платежей, то на 5,2% должна уменьшиться вывозная таможенная пошлина, на 2,2% станут меньше таможенные сборы. (Все в соответствии с нашими соглашениями в рамках ВТО).
Ввозная таможенная пошлина увеличится на 4%, акцизы на 0,2% и на 3,3% станет больше НДС.
Несмотря на все меры, принимаемые, для того, чтобы развивать другие источники пополнения бюджета, и превратить таможенные органы в эффективную структуру, действительно регулирующую экономику, по-прежнему фискальная функция является главенствующей.
При этом, основная доля платежей относится именно к вывозным таможенным пошлинам, однако экспорт нефти, газа и других сырьевых товаров из нашей страны не уменьшился, а наоборот увеличивается. Другими словами, хоть пошлины и высоки, никакой регулирующей роли они практически не выполняют.
Взыскание таможенных платежей неразрывно связано с иными аспектами: обеспечение, льготы по уплате таможенных платежей, задолженности.
Льготы по уплате таможенных платежей
Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2012 году, составила 475,2 млрд. рублей (в 2011 году – 436,2 млрд. рублей).
Наибольшая доля предоставленных льгот по уплате таможенных платежей приходилась на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции – 38,3% (182,2 млрд. рублей) и товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимые с этой территории – 31,5% (149,9 млрд. рублей). Также были предоставлены иные виды льгот.
За первый квартал 2013 года таможенными органами было предоставлено льгот на сумму 94,67 млрд. руб.
Задолженность по таможенным платежам
Общая сумма задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами составила по состоянию
на 1 января 2013 года 52 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 23,4 млрд. рублей, по пеням – 28,6 млрд. рублей. За 2012 год общая сумма задолженности уменьшилась на 9 млрд. рублей
Сумма выявленной таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012 году составила 15,5 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 13,4 млрд. рублей, по пеням – 2,1 млрд. рублей.
Сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням в 2012 году составила 11,5 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 10,8 млрд. рублей, по пеням – 0,7 млрд. рублей.
Напомним, что, по мнению ФТС, 20 млрд. из данной суммы (т.е. практически половина) является задолженностью со стороны АСМАП. Конечно, для большинства участников ВЭД это большие деньги, однако, судя по официальным данным это сравнимо с общей суммой только за 1 год. (хотя речь шла о том, что задолженность АСМАП длится с конца 90-х). Таким образом, получается, что на самом деле, даже если задолженность есть, её масштабы не настолько велики. Также, только в 2012 году 10,6 млрд рублей признаны безнадежными к взысканию (чаще всего по причине банкротства фирм).
Структура таможенных платежей по регионам в первой половине 2013 года
Далее рассмотрим динамику таможенных платежей за первую половину 2013 года.
В структуре по таможенным управлениям больше всего таможенных платежей перечисляется Центральным таможенным управлениям и Северо-Западным. Наименьшая доля платежей приходится на Северо-Кавказское таможенное управление, по данным официального сайта ведомства, за первое полугодие 2013 года было перечислено в бюджет 6785,12 млн. руб.
Также необходимо рассмотреть динамику таможенных платежей в целом по всему ведомству.
Как видно из представленного графика в целом за полтора года суммы таможенных платежей ежемесячно были стабильными (это объясняется ориентировкой на плановые показатели). Спады наблюдались только в январе, но их можно объяснить общим спадом экономической деятельности в этом месяце. Это вызвано, в первую очередь, праздниками.
Также для таможенных платежей характерно то, что в 2012 году их сумма росла к апрелю и плавно снижалась к осени и концу года. В 2013 году также в апреле произошел резкий скачок по объему уплаченных таможенных платежей.
Очень важным моментом для объяснения ряда тенденций является тот процент таможенных платежей, который уплачен относительно внешнеторгового оборота, в каждом месяце:
В среднем таможенные платежи составляют 0,77% от величины внешнеторгового оборота в каждом месяце.
Основной подъем данного показателя приходится на Май, Июнь, Декабрь. Это объясняется тем, что при таможенных платежей в эти месяцы собирается больше, хотя объем внешнеторгового оборота не настолько высок, как в другие месяцы (кроме декабря, т.к. на него приходится пик внешнеторговых операций).
Корреляционно-регрессионный анализ таможенных платежей
в 2012-первой половине 2013 года.
Очевидно, существует взаимосвязь между фактически уплаченными платежами в бюджет и объемом экспорта и импорта. Эта зависимость определяется множеством факторов: ценами и размером пошлин на ряд товаров, физическим объемом поставок, уровнем инфляции и политической обстановкой ( в частности немаловажную роль сыграло наше присоединение к ВТО). Другими словами, на собираемость таможенных платежей влияет множество внешних и внутренних факторов.
Тем не менее, можно количественно определить зависимость между таможенными платежами внешнеторговым оборотом за данный период и спрогнозировать, какую сумму платежей получит бюджет при определенном уровне внешнеторгового оборота.
Представим основные данные для расчета:
Сведения о перечислении ФТС средств в федеральный бюджет
В данном случае факторный признак, т.е. тот, который оказывает влияние - объем внешнеторгового оборота (x), а результат - объем таможенных платежей, фактически перечисленных в бюджет (y).
Далее построим график поля корреляции и эмпирическую линию регрессии.
Форма связи признаков - линейная. Направление связи признаков - прямое (т.е. с увеличением внешнеторгового оборота (х) растут и таможенные платежи (у).
Далее построим уравнение регрессии в соответствии с линейной формой, рассчитав для этого его параметры по формуле (2) и (1).
Соответственно, параметры уравнения регрессии будут равны.
B = 0,008050914 или (0,805%)
Данный показатель является коэффициентом эластичности. Он означает, что в среднем при изменении внешнеторгового оборота на 1% объем фактически полученных в бюджет таможенных платежей меняется на 0,805%.
Параметр уравнения а = -21,5115 (млрд. руб.)
Таким образом, уравнение регрессии примет вид y* = 0,008050914*х-21,5115
Далее рассчитаем показатели тесноты связи признаков.
Линейный коэффициент корреляции, рассчитанный по формуле (4)
Rx = 0,705457.
Поскольку данный показатель больше 0,7, то это говорит о тесной связи признаков.
Т.е. зависимость между таможенными платежами и внешнеторговым оборотом тесная.
Рассчитаем коэффициент детерминации по формуле (5).
Его значение составляет 0,49767. Это означает, что 49,8% вариации сумм таможенных платежей объясняется вариацией внешнеторгового оборота, остальная вариация связана с влиянием других факторов - ставки пошлин, физический объем ввозимого товара, внешнеполитические факторы, сезонность и т.д.
Далее произведем оценку качества построенного уравнения регрессии по формуле (6)
В соответствии с формулой средняя возможная ошибка аппроксимации составляет 6,42%.
Поскольку данный показатель менее 10%, то качество построенного уравнения удовлетворительно, а, значит, это уравнение можно использовать для анализа прогнозирования.
Далее необходимо сделать выводы о существенности и несущественности связи между объемом фактически поступивших таможенных платежей и внешнеторговым оборотом. Это позволит выявить наличие или отсутствие закономерности в изучаемом явлении.
Оценка существенности уравнения связи производится с F-критерия Фишера. Выдвигается гипотеза о несущественности изучаемой связи признаков, т.е. о её случайном характере. Такая гипотеза называется нулевой. Но нулевую гипотезу необходимо проверить.
Для этого
В соответствии с формулой (7) проведем оценку существенности уравнения с использованием F-критерия Фишера.
Фактическое значение критерия Фишера составляет 17,833.
Табличное значение данного критерия (с учетом вероятности в 95%) составляет 4,41. Поскольку фактическое значение F-критерия (17,833) превышает F крит. (4,41), то мы отвергаем нулевую гипотезу и делаем вывод о существенной связи признаков. Другими словами, взаимосвязь между внешнеторговым оборотом и таможенными платежами за данный период носит закономерный характер. Это ещё раз подтверждает тот факт, что по построенной эконометрической модели можно прогнозировать.
Проведем оценку факторообеспеченности с помощью комбинационной таблицы.
На протяжении изучаемого периода (т.е. полутора лет) для таможенных платежей, как уже говорилось, была характерна вариация. Причем в некоторые месяцы, экспорт был высок, а сумма таможенных платежей была более низкая, чем это теоретически могло бы быть. Комбинационная таблица поможет сгруппировать временные промежутки как раз по данному принципу.
Комбинационная таблица оценки факторообеспеченности
Из данной таблицы следует следующее:
1. В мае и декабре 2012 года, а также апреле и июле 2013 года экспорт был относительно высок, и таможенных платежей также было собрано много, суммы в данные месяцы выше среднего уровня. Т.е. признак-фактор (внешнеторговый оборот) используется в полной мере.
2. Вторая группа - это те месяцы, в которых внешнеторговый оборот был высок, но таможенных платежей в итоге за месяц было собрано меньше, чем это позволял сделать товаропоток.
Это относится к таким месяцам, как март, апрель, ноябрь 2012 года и март 2013 года - т.е. те месяцы в которых обычно происходит наращивание внешнеторгового оборота.
3. Третья группа - самая многочисленная. К ней относятся те месяцы, в которых объем внешнеторгового оборота был относительно невысок, но таможенных платежей все равно было собрано за каждый месяц больше средней величины. Так сказать, проявилась фискальная сторона деятельности ФТС. Это характерно для января, июля, августа 2012 года и мая и августа 2013 года.
4. Последняя - четвертая группа - это те месяцы, в которых был низок и внешнеторговый оборот, и объем таможенных платежей. Это февраль, сентябрь 2012 года и январь, февраль, июнь 2013 года. Т.е. внешнеторговый оборот не только низок, но и не использован в полной мере для достижения более высоких показателей по таможенным платежам.
Таким образом, из представленной таблицы видно, что в основном, несмотря на не всегда высокий товарооборот, таможенные органы в большинстве случаев пытаются использовать все возможности для увеличения сбора таможенных платежей в бюджет. Используются различные механизмы - регулирование таможенной стоимости, изменение ставок таможенных пошлин и т.д.
Высокая факторообеспеченность, т.е. увеличение сбора таможенных платежей характерна, в основном, для весны-лета, а низкая, соответственно для зимы и осени, хотя есть и исключения.
Прогноз фактически перечисленных таможенных платежей
Построенная эконометрическая модель также позволяет делать прогнозы.
Для уравнения регрессии прогноз точечный, т.е. он справедлив для конкретного числа, заданного на основе мнения экспертов или других методов, однако целесообразно его представить в виде интервала значений.
Предположим, что прогнозное значение экспорта в месяце n составляет 70000 млрд. долл.
Для начала рассчитывается средняя возможная ошибка прогноза по формуле (8) и (9).
В соответствии с (8) средняя возможная ошибка прогноза равна 9,75 млрд. рублей.
Таким образом, если внешнеторговый оборот составит 70000 млрд. рублей, то при расчете таможенных платежей мы можем ошибиться на 9 млрд. рублей.
Далее рассчитаем предельно возможную ошибку прогноза, т.е. максимальную величину, на которую мы можем ошибиться по формуле (10).
Она составляет 20,5 млрд. рублей.
Таким образом, если внешнеторговый оборот составит 70000 млрд. рублей, то сумма таможенных платежей, фактически поступивших в бюджет в этом месяце, будет находиться в интервале от 521,56 млрд. рублей до 562,54 млрд. рублей.
Выводы по исследованию:
1. Всего за 2012 год было начислено таможенных платежей на сумму 6,579 трлн. рублей. Это значение превышает прогноз ФТС за аналогичный период, при этом присоединение к ВТО не сказалось на уменьшении собираемости платежей.
2. Постепенно снижаются ставки таможенных пошлин. Всего к 2016 году планируется, что средневзвешенная ставка пошлины составит 6,39%
3. Ежегодно с 2006 года сумма таможенных платежей, перечисляемых в бюджет растет на 15%, а внешнеторговый оборот - на 14%.
4. Усиливается различие между таможенными платежами при экспорте и импорте, что свидетельствует о возможных проблемах в регулировании внешней торговли.
5. Общая сумма задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами составила по состоянию
на 1 января 2013 года 52 млрд. рублей, а сумма выявленной только за 2012 год - 15,5 млрд. рублей.
7. в структуре таможенных платежей по регионам по-прежнему преобладает Центральное таможенное управление и Северо-западное.
8. В среднем таможенные платежи составляют 0,77% от величины внешнеторгового оборота в каждом месяце. При этом объемы взимания таможенных платежей в целом можно охарактеризовать как стабильные.
9. Взаимосвязь между таможенными платежами и внешнеторговым оборотом тесная, 49,8% вариации сумм таможенных платежей объясняется вариацией внешнеторгового оборота, остальная вариация связана с влиянием других факторов - ставки пошлин, физический объем ввозимого товара, внешнеполитические факторы, сезонность и т.д.
10. В среднем при изменении внешнеторгового оборота на 1% объем фактически полученных в бюджет таможенных платежей меняется на 0,805%.
11. Таможенные органы преимущественно стараются собирать больше таможенных платежей даже в те месяцы, когда внешнеторговый оборот не достаточно высок для этого.
12. Если внешнеторговый оборот составит 70000 млрд. рублей, то сумма таможенных платежей, фактически поступивших в бюджет в этом месяце, будет находиться в интервале от 521,56 млрд. рублей до 562,54 млрд. рублей.
Приложения
Приложение 1. Расчетная таблица
Приложение 2. Формулы для расчета
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!