К инструментам управления таможенными рисками можно отнести такие, как категорирование участников ВЭД, выборочность таможенного контроля в отношении производственных компаний, «белые списки» производителей автомобильных компонентов, упрощения для отдельных товарных групп, а также упрощенные таможенные процедуры в рамках функционирования института уполномоченного экономического оператора (УЭО).
Напомню, что экспериментальное категорирование участников ВЭД организовано согласно приказу ФТС России от 07.09.2012 № 1809 «Об утверждении Временного порядка категорирования участников ВЭД на основе критериев, характеризующих участников ВЭД». На практике категорирование означает отнесение организаций к определенным группам (категориям) с учетом уровня риска нарушения ими таможенного законодательства. Его целью является дифференцирование мер таможенного контроля как на этапе декларирования, так и после выпуска товаров.
Как известно, с 1 мая по 1 сентября 2013 года проводился эксперимент по категорированию. В указанный период оно применялось в отношении декларантов, которые декларировали товары, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом за указанный период общее количество подготовленных деклараций на товары (ДТ) должно было быть не менее 100 штук. Поясню, что категорирование участников ВЭД осуществляется на основе использования 43 критериев. Они утверждены приказом ФТС России от 06.07.2012 № 1371 и рассчитывались по сведениям о ВЭД за последние 12 календарных месяцев.
Согласно размещенным на интернет-портале службы (www.customs.ru) данным, Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТД) ФТС России следующим образом комментирует порядок категорирования участников ВЭД: «…Основную часть критериев составляют те, которые уже можно рассчитать автоматически с использованием информационных ресурсов центральной базы данных единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов. Это позволит автоматически рассчитывать оценку деятельности участников ВЭД при минимальном участии сотрудников, что должно исключить коррупционную составляющую».
Ожидается, что после подведения итогов данного эксперимента будут подготовлены выводы и предложения о дальнейшем применении категорирования участников ВЭД. Полученные результаты будут использованы при разработке новых профилей рисков и их использовании при таможенном контроле, а также актуализации или отмене уже действующих. Кроме того, предполагается установить оценку деятельности участника ВЭД.
Один из важных инструментов категорирования - выборочность контроля. Он регулируется статьей 94 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) «Принципы проведения таможенного контроля» и приказом ФТС от 04.02.2013 № 202 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность».
Напомню, что выборочность по отношению к лицам, осуществляющим производственную деятельность, используется с февраля 2013 года. Ее целями являются сокращение времени осуществления таможенных процедур и реализация принципа выборочности таможенного контроля.
Для применения в отношении того или иного участника ВЭД выборочности контроля должен быть соблюден ряд условий: необходимо нахождение у него в собственности, хозяйственном ведении, аренде открытых площадок и иных территорий для производственных целей; стоимость чистых активов компании должна быть не менее 1 млн рублей, а уставный капитал – не менее 10 млн рублей, а в основном производстве задействовано не менее 50 человек.
Кроме того, компания должна осуществлять ВЭД не менее 1 года и выпустить за последние 12 календарных месяцев более 50 деклараций; не иметь задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и фактов неисполнения постановлений об АП в области таможенного законодательства; не применять упрощенную систему налогообложения.
Как известно, претендент не должен считаться подвергнутым административному наказанию через 1 год после исполнения (истечения) в отношении его постановления об административном правонарушении (АП), если сумма наложенных по каждому факту штрафов не превышает 250 тыс. рублей или 500 тыс. рублей – по всей их совокупности.
Если компания одновременно является получателем (отправителем) и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, то в рамках данной процедуры в отношении ее не применяется такая мера, как принятие структурными подразделениями таможни решений при проверке таможенной декларации. Иные меры (досмотр, отбор проб, таможенная экспертиза, запрос дополнительных документов и иные) применяются исключительно на основе генератора случайных чисел и только в следующих случаях: при наличии информации о возможном правонарушении или обоснованных предположений о недостоверном декларировании; наличии информации из правоохранительных подразделений таможенных органов; выявлении риска, содержащегося в срочном профиле риска.
В сфере производства автомобилей и автомобильных компонентов применим такой инструмент, как «белые списки». Как известно, с октября 2011 года к лицам, осуществляющим ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке моторных транспортных средств и другой сопутствующей продукции, применяется приказ ФТС России от 26.09.2011 № 1945. Если компания одновременно является получателем и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, то к ней не применяются таможенный досмотр и принятие структурными подразделениями таможни соответствующих решений при проверке таможенной декларации. Иные меры применяются только на основании генератора случайных чисел и (или) в отношении одной (первой) поставки.
Условия включения в «белые списки»: наличие подписанного с Минэкономразвития Инвестиционного соглашения о промышленной сборке; наличие заключения Минпромторга о целевом назначении автокомпонентов; отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов; осуществление ВЭД не менее 6 месяцев; отсутствие фактов неисполнения постановлений об АП в области таможенного законодательства. На сегодняшний день в такие списки включены 8 автопроизводителей и 4 производителя автокомпонентов.
Наиболее перспективным и существенным при категорировании критерием видится наличие у участника ВЭД статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). К его преимуществам можно отнести возможность прямой доставки товаров с границы на склад оператора и их выпуска до подачи таможенной декларации (в момент завершения транзита). Кроме того, допускаются уплата таможенных платежей только в момент подачи таможенной декларации (не позднее 10-го числа следующего месяца) и временное хранение товаров на складе оператора либо их использование в производстве до подачи таможенной декларации.
На представленных схема наглядно отражены варианты поставки и завершения доставки на площадях оператора при проведении выпуска товара до подачи таможенной декларации.