Париж, Нью-Йорк, Лондон, Рим, Милан, Барселона, Лос-Анджелес, Амстердам, Мадрид, Лас-Вегас, Сан-Франциско... Эти и многие другие города, бесспорно, являются настоящими брендами: туристы любят эти места и приезжают сюда снова и снова. Есть ли в нашей стране такие города, куда иностранцы хотят вернуться вновь?
Сейчас поток иностранных туристов в Россию снизился, однако Москва и Петербург пока держатся – сюда въездной упал не так сильно. К примеру, турпоток из-за границы в Северную столицу в 2014 году сократился только на 11,8% по сравнению с 2013 годом, составив 2,7 миллиона человек в год. Тем не менее, несмотря на эти показатели, город на Неве пока нельзя назвать мировым брендом, как бы нам этого ни хотелось.
Раз и навсегда
Для того, чтобы город стал узнаваем, популярен и любим во всем мире - к примеру, как Венеция или Париж - нужно сделать многое, но начать надо с самого малого, почти бытового.
По словам директора государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николая Бурова, у Петербурга есть одно слабое место - подавляющее большинство гостей приезжает сюда «одноразово». «Турист приехал, увидел, влюбился, не влюбился, понравилось, не понравилось, оскорблен, не оскорблен - он больше сюда не приедет никогда», - сказал директор музея на конференции «Санкт-Петербург – город-бренд».
Каким образом добиться того, чтобы туризм стал «многоразовым»? По мнению Николая Бурова, мы можем «брать только культурой и неким уникальным сервисом». Под сервисом в данном случае подразумеваются приемлемые условия проживания и перемещения, съедобная еда и так далее. «Когда турист приезжает сюда, он хочет чувствовать себя в безопасности, он хочет получить возможность быть понятым на улице, когда он останется без группы, он хочет получить хорошую кухню, нормальный отель и по каким-то сопоставимым ценам. Он также хочет получить культурное удивление, культурный шок, «инвестицию» в свою душу», - отметил директор музейного комплекса. Однако туристы не всегда это получают. «Трафик по городу совершенно невозможный», - напомнил о проблеме пробок Николай Буров.
Культурное удовлетворение также бывает не у всех. Как правило, маршруты для иностранных туристов выстраивают турфирмы, которые предлагают один и тот же набор культурных объектов, не предоставляя большого выбора: это «Эрмитаж» (реже - «Русский музей»), Петергоф, «Исаакиевский собор» и «Мариинский театр». При этом в летний период (а основной поток туристов именно в сезон «белых ночей») на хороший балет попасть достаточно трудно. «Часто это несвежий, скверного качества балет - эрзац-продукт, который выходит под названиями «Императорский», «Российский», «Санкт-Петербургский»: все это не правда, танцуют балетные артисты третьего ряда, и все это очень портит впечатление о подлинном бренде - о высочайшей балетной труппе петербургской школы, которую летом в натуральном виде практически невозможно увидеть», - отметил он.
Отсутствие инвестиций
Президент медиа-холдинга PMI Евгений Финкельштейн к списку ключевых проблем города также добавил нежелание властей привлекать инвестиции в развитие туристской инфраструктуры. «Петербург нам ничем в жизни не помог. У нас была хорошая идея - театр Аллы Борисовны Пугачевой. Все закончилось практически рейдерским захватом. О возврате денег даже речи не идет: о чем тут говорить, какие инвестиции, какой город?», - сказал президент корпорации во время своего выступления.
Все для людей
Евгений Финкельштейн также отметил проблему, связанную с получением российских виз иностранцами. «Я был в консульствах и в Англии, и в Италии, и в других странах. Мало того, что прием виз с 11 до 12 работает, так еще и выдача, к примеру, в Нидерландах находится где-нибудь в Гааге, и люди из Амстердама едут туда и не успевают, потому что там уже выстраиваются очереди. В итоге они должны приехать на следующий день, потом на следующий - нужна им после этого Россия?», - добавил он.
Не везет также и тем, кто едет к нам без виз. Напомним, туристам, прибывающим на специализированных круизных судах или на паромах, можно находиться в России без виз 72 часа. «Приходит паром, и туристов начинают «обдирать». Ведут на обед, где они платят по 60 долларов, а едят они при этом, мягко говоря, невкусную пищу, потом они идут смотреть балет, билеты на которые турагентства покупают за 20 долларов, а продают по 120 евро», - не поскупился в выражениях спикер.
Естественно, этими проблемами список не ограничивается. Впрочем, маловероятно, что в кризис таким вопросам будут уделять большое внимание на уровне города: есть задачи более срочные. Между тем, как отметил Николай Буров, на планете живет порядка семи миллиардов человек: если люди будут приезжать в Петербург одноразово, то через десяток лет мы их всех «переберем». Как говорится, в каждой шутке есть доля правды.
Материалы по теме:
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД