Калининград продолжает оставаться в числе городов-аутсайдеров по подготовке к мундиалю. Главные причины – болото под стадионом и затянувшаяся на долгие годы реконструкция аэропорта.
Всему виной болото
Несмотря на последние скандалы со строительством «Зенит Арены» в Санкт-Петербурге, Калининград продолжает удерживать твердое звание аутсайдера среди городов, где идет подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года. Первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, который в июле приехал в Калининград с инспекцией, этого факта в общем-то и не скрывал. Отметив, что в целом подготовка города к мундиалю идет по графику, он добавил, что проблемы остаются и из-за этих проблем Калининград, равно как и Самара, находится среди отстающих.
Одна из проблем связана с местом строительства стадиона. Если сама футбольная арена уже начинает быть похожа на стадион − как заметил министр спорта России Виталий Мутко, она уже готова на 21 процент и в августе начнут монтировать кровлю, − то вот с участком возникли сложности. Дело в том, что калининградский стадион строится на очень сложном болотистом грунте, который необходимо укрепить громадными объемами песка. И насчет того, достаточно ли его укрепили, расходятся не только мнения, но и документы.
− По поводу участка есть две госэкспертизы, − сказал журналистам Игорь Шувалов. – Мы видели, что грунтовые воды находятся достаточно высоко, и возник спор о том, насколько правильно был сделан проект и выполнены ли работы в полном соответствии с проектом. Одна экспертиза говорит, что и проект был сделан правильно и работы проведены правильно. А вторая экспертиза говорит, что работы проведены не в полном соответствии с проектной документацией и нужно довезти определенные объемы песка.
Как окончательно решить эту проблему, не совсем понятно. Представляется, что конфликт лежит в плоскости непростых отношений властей Калининградской области и генерального подрядчика строительства стадиона – холдинга Crocus Group Араза Агаларова. И наличие двух по сути противоречащих друг другу экспертиз, вероятно, следствие этого конфликта. Игорь Шувалов по итогам визита в Калининград не занял ни одну из сторон, лишь назначил ответственных.
− Мы разделим ответственность между Калининградской областью, подрядной организацией, которая вела работы по обустройству земельного участка, и Crocus Group. Договорились, в каком объеме каждый что должен сделать, чтобы обеспечить безопасность на этом участке, − сказал Игорь Шувалов.
Бесконечная реконструкция
Однако еще больше, чем стадион, федеральных чиновников беспокоит судьба калининградского аэропорта, который уже несколько лет находится в стадии реконструкции и совершенно не ясно, когда она завершится. Сегодня доходит до того, что пассажиры, прилетевшие в Калининград, вынуждены до такси добираться по деревянным настилам, брошенным прямо на лужи. Все считают Храброво настоящим позором, но ситуация не меняется уже много лет.
В нулевые в аэропорту Храброво базировалась калининградская компания «КД авиа» Сергея Грищенко, которая организовала один из первых в России хабов. Калининград на несколько лет стал местом стыковки десятков рейсов из российских городов и аэропортов Западной Европы. Тарифы были невысокими, хаб пользовался популярностью, особенно у жителей Урала и Сибири. Тогда же в нулевые «КД авиа» начала реконструкцию аэровокзального комплекса, которая и продолжается до сих пор. Калининградской компании помешало ее завершить нежданное банкротство, которое случилось в пик финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. Аэропорт в результате перешел к компании из Минеральных Вод «Аэроинвест», которая обещала завершить реконструкцию в предельно сжатые сроки. Однако даты окончания работ постоянно откладывались, реконструкция по сути дела стояла на месте, пока в июле этого года в Калининград не приехал Игорь Шувалов и не объявил, что у аэропорта новый собственник.
− Аэропорт в ужасном состоянии, − сказал Шувалов, едва сойдя с трапа самолета. – Накануне его купили Троценко и его группа. Рассказали, что необходимо сделать, чтобы внести изменения в проектную документацию, как будут работать с Главгосэкспертизой, когда аэропорт будет запущен. Они заверили, что реконструкция завершится к концу 2017 года.
«Троценко и его группа» − это возглавляемый Романом Троценко холдинг «Новапорт», которому принадлежит сеть региональных аэропортов в России, включая такой крупный, как Толмачево в Новосибирске.
Еще одной проблемой, связанной с Храброво, является реконструкция взлетно-посадочной полосы. Это государственная собственность, на реконструкцию ВПП идут федеральные деньги, а процесс идет ни шатко, ни валко. Игорь Шувалов и власти региона винят подрядчика, который во время визита федерального чиновника получил последнее предупреждение: если активная работа не начнется в ближайшее время, контракт будет расторгнут.
Накануне ситуацию с подготовкой к чемпионату мира в российских городах прокомментировали в Кремле. Владимир Путин поручил правительству РФ и руководству ряда регионов, в том числе Калининградской области, устранить отставания в подготовке к ЧМ-2018. В частности, калининградскому губернатору Николаю Цуканову было поручено окончательно решить с Crocus Group вопрос с земельным участком и его инженерной подготовкой, а также ускорить темпы работ по реконструкции Храброво. Первый доклад о выполнении поручения Путин ждет до 15 августа. Далее докладывать придется ежемесячно.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!