В годовщину аварии на Чернобыльской атомной электростанции активисты Гринпис подплыли на лодке к строящимся на Балтийском заводе в Петербурге ледоколу «Академик Ломоносов» с баннером «Нет плавучему Чернобылю». Таким образом члены экологической организации протестуют против строительства плавающей АЭС рядом с Северной столицей — деятельность, по их словам, может привести к катастрофе.
Маленькая оранжевая надувная лодка подплывает к недостроенному атомному ледоколу «Академик Ломоносов». В лодке два человека, в руках у них баннер, где черными буквами на желтом фоне написано: «Нет плавучему Чернобылю» и ниже то же самое по-английски. Таким образом активисты Гринписа выразили протест против постройки плавучей атомной электростанции (ПАЭС) на ледоколе.
«Активисты Гринпис России были вынуждены провести мирную акцию протеста, привлечь внимание к той опасности, которую несёт запуск реакторов плавучей АЭС для Санкт-Петербурга. Власти игнорируют эту проблему, и их бездействие подвергает риску жителей многомиллионного города. Росатом утверждает, что Гринпис распространяет радиофобию среди населения. Но мы просто говорим о том, что риск аварии существует и ничем не оправдан. Цена ошибки в таких вопросах слишком высока», — комментирует акцию на сайте организации Рашид Алимов, руководитель проекта энергетической программы Гринпис России.
Причина опасений экологов в том, что ядерный объект строится слишком близко к густонаселенному городу. ПАЭС на «Академике Ломоносове» создают на базе ледокольных реакторов типа КЛТ-40С. Ее планируют запустить в Петербурге и отправить работать на Чукотку. Там станция будет давать электричество. Это — проект Росатома, и ведомство хочет строить ПАЭСы дальше и продавать их заграницу.
− То, что строящаяся в Питере атомная электростанция поплывет на Чукотку — это не так уж и важно, − объясняет ПРОВЭДу Рашид Алимов. − По закону загрузка атомного топлива и запуск АЭС — это работа по вводу в эксплуатацию, и ее нельзя проводить при отсутствии лицензии или разрешения на эксплуатацию. Такого разрешения у Балтийского завода нет. К тому же о строительстве не уведомили и не спросили жителей Петербурга. Центр густо населен. Норма по эвакуации в случае аварии - четыре часа, что в случае этого самого густонаселенного центра практически невозможно.
Росатом уже комментировал СМИ претензии Гринписа. Ведомство настаивает: «Академик Ломоносов» это не АЭС, а гораздо менее опасный плавучий энергоблок. «Загрузка топлива и физический пуск ядерных реакторов гражданских судов, как и проведение комплексных швартовных испытаний, всегда осуществлялись на Балтийском заводе. За весь период деятельности завода не было зафиксировано ни одного случая нарушения правил и норм безопасности при строительстве судов с ядерной энергетической установкой», - заявляют в Росатоме.
В Гринписе уверены, что Росатом жонглирует словами. В организации отмечают, что проект в презентации Росатома везде называется «плавучей атомной электростанцией».
Все происходящее Рашид Алимов связывает с тем, что Чернобыльская катастрофа потихоньку забывается.
- После Чернобыльской аварии некоторые нормы были пересмотрены в сторону ужесточения, - говорит Алимов. - Например, до 2014 года действовал норматив — любая АЭС не может строиться ближе, чем на 100 км от города с населением от 2 миллионов человек и больше. А вот теперь этот норматив упразднен.
Завод отвергает претензии
Балтийский завод отвергает претензии Гринписа так же, как и Росатом. «Все работы по строительству плавучего энергоблока, осуществляемые на Балтийском заводе, организованы в соответствии с федеральными нормами и правилами в области ядерной и радиационной безопасности и при строжайшем соблюдении всех необходимых мер безопасности под контролем надзорных органов федеральной власти (Ростехнадзор, Прокуратура, ФСБ)», - говорится в официальном заявлении завода.
- Непонятно, откуда у Грнписа информация о том, что Ростехнадзор, якобы, не дал разрешение оператору на работу, - заявили ПРОВЭДу в пресс-службе Балтийского завода. - Все лицензии и разрешения есть. Гринпис говорит, что Балтийский завод будет эксплуатировать «Академик Ломоносов», но мы не занимаемся эксплуатацией объекта. Эксплуатация начнется после 2017 года, когда мы передадим объект заказчику. Запуск и загрузка топлива - это завершающие этапы строительства. К эксплуатации они отношения не имеют. Все атомные ледоколы построены на Балтийском заводе, все атомные крейсеры созданы на Балтийском заводе. Все они были введены в эксплуатацию на заводе.
Говоря об отсутствии разрешения, Алимов ссылается на ответ, который получила экологическая организация на свой запрос в Ростехнадзор. В ответе говорится, что «для эксплуатации плавучей АЭС требуется лицензия, однако эксплуатирующая организация с соответствующим заявлением в наш адрес до настоящего времени не обращалась». При этом, правда, уточняется, что текущий этап строительства этого не требует. Также в ответе сказано, что «строительство плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» как ядерной установки осуществляется на основании решения правительства Российской Федерации». И что «Ростехнадзор понимает озабоченность в связи с планируемой загрузкой ядерного топлива в реакторы плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» и их физическим пуском на судостроительном заводе в черте города Санкт-Петербурга при проведении швартовных испытаний, однако считает, что безопасность этих операций будет обеспечена неукоснительным соблюдением безопасности со стороны ООО «Балтийский завод — Судостроение»».
- «Балтийский завод-Судостроение» обладает всеми необходимыми компетенциями, разрешениями и лицензиями, подтверждающими готовность к осуществлению деятельности в сфере атомного судостроения, − вторят Ростехнадзору на заводе. − Станция разработана с высоким запасом прочности, который делает её работу неуязвимой для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде. Говоря о безопасности плавучих атомных энергетических установок, важно отметить, что сотни судов и военных кораблей с атомными энергетическими установками эксплуатируются в составе флотов России, Соединенных Штатов, Китая, Великобритании и Франции.
- На Балтийском заводе действительно давно строят ледоколы, но не так много, особенно после Чернобыльской катастрофы, - парирует Рашид Алимов. - Последний ледокол был спущен на воду 10 лет назад. До этого был пуск в девяностые. Есть информация, что их реакторы запускали далеко за пределами города. Однако даже если эта информация не верна и их запускали в Петербурге, это не повод считать, что ничего менять не нужно. С годами нормы для АЭС пересматриваются, ужесточаются - это мировая тенденция. Вещи, которые несколько лет назад казались неидеальными, но допустимыми, теперь нам кажутся абсолютно недопустимыми. Например, ввод в эксплуатацию атомной электростанции в нескольких километрах от Эрмитажа и Исаакиевского собора.
- Мы полагаем, что Гринпис сильно преувеличивает уровень опасности. У Балтийского завода есть все лицензии, все разрешения на строительство ядерных объектов, - отвечают на это в пресс-службе Балтийского завода. - Мы построили 14 объектов, на которых эксплуатируется данный тип атомного реактора КЛТ 40. Ничего экспериментального, нового или непонятного в том, что мы делаем, нет. Мы строим суда с ядерной энергетической установкой с 1971 года. Атомный реактор КЛТ 40С идентичен тем, что вводились в эксплуатацию на заводе раньше. Тот, что стоит на «Академике Ломоносове», может быть немного усовершенствован, но идентичен тем, что ставили на атомные ледоколы «Ямал», «50 лет Победы» и так далее.
По мнению председателя правления экологического правозащитного центра Белонна Александра Никитина в споре прав, скорее, Балтийский завод.
- Считается, что корабль тогда в эксплуатации, когда подписан акт о сдачи, а сейчас идет строительство, - говорит Никитин. - За все операции, в том числе за загрузку ядерного топлива, отвечает Балтийский завод. Не Росатом. Это не эксплуатация, а этап строительства.
И тем не менее, Гринпис ошибается не во всем.
- В том, что опасность есть, Гринпис прав, − считает эколог. − Потому что операция по загрузке ядерного топлива, системный пуск и энергопуск − это ядерноопасные работы. То есть это работы, при которых возможно возникновение ядерной аварии. Если эти операции будут выполняться в Санкт-Петербурге, то тут Гринпис прав, в этом опасность конечно есть. Что до слов Балтийского завода о том, что они уже 50 лет, то все бывает в первый раз. У нас есть опыт: авария в 1971 году в Нижнем Новгороде. Там строили подводную лодку, загружали топливо, и произошла ядерная авария.
Террористы тоже хотят АЭС
Гринпис беспокоит еще один аспект росатомовского проекта плавучих АЭС. Как уже говорилось выше, ведомство хочет продавать подобные станции другим странам, где они будут вырабатывать электричество. Это страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и арабские страны. «Помимо стихийных бедствий, которые происходят в этих регионах, есть еще опасность захвата атомных электростанций террористами или пиратами. Росатом поступает безответственно с этим проектом», - уверен Рашид Алимов.
В Гринписе отмечают, что хоть террористы и опасны для любой АЭС, а не только для плавучей атомной электростанции, для последних количество сценариев для терактов увеличивается значительно.
Так или иначе, Гринпис собирает подписи под обращением к губернатору Полтавченко отозвать разрешение на «радиационно-опасные операции, которое он дал, не спросив мнения жителей Санкт-Петербурга». Под петицией с этим требованием уже поставили подписи более 5 000 человек.
Отметим, что против ПАЭС в Северной столице выступили также ликвидаторы Чернобыльской аварии. «Мы категорически против плавучей АЭС в центре города, потому что все может случиться, хватит нам одной ЛАЭС в Сосновом Бору, кстати, аналогичной Чернобыльской», - заявил председатель Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России Василий Найда.
Эту позицию разделяет и председатель отделения Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» Выборгского района Евгений Фролов. Как пишет издание MR7.ru, после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году никто не говорил людям правду, все боялись паники. Найда, Фролов и другие ликвидаторы подписывали тогда документы, что ничего из того, что они увидели во время ликвидации, разглашать не будут в течение четверти века.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД