Ровно два месяца жители сгоревшей Зимней гостиницы на Валааме остаются без воды и света, а тех, кто ещё остался в помещениях этого здания, выселяют по требованию монастыря. Но это не единственная ситуация, в которой Спасо-Преображенский Валаамский монастырь правит по своему усмотрению. ПРОВЭД разбирался, каковы границы власти и самовластия монастыря на Валаамском архипелаге.
Поджёг или не поджёг?
На входе на метеор «Патриарх Алексий II», принадлежащем Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю, капитан проверяет заходящих на борт пассажиров по спискам. Через пару минут теплоход отправится от пристани в Приозерске к острову Валаам.
– А где можно купить билет? – спрашивает женщина с дорожной сумкой на колесиках.
– Ой, да прямо здесь и оплачивайте.
Внутри – паломники, разбились на несколько групп, в основном – это женщины и девушки. Вполголоса общаются, фотографируют себя и всё вокруг, едва сдерживая благоговейную радость. Впрочем, все люди, так что насущная тема Brexit не проходит стороной и православных: «Это всё потому, что у них нормального лидера нет, потому-то у них по Англии ходят все эти румыны с кибитками...» Тихие мальчишки-подростки погружены в свои гаджеты, пока их родители болтают о проблемах мировой политики. Есть парочка, сошедшая на борт с дорогого Lamborgini: и ей, и ему за 40, они молчат и держатся за руки. Несколько человек с походными рюкзаками и снаряжением: они шутят про дремучие леса и суровых монахов. Спустя какое-то время качка убаюкивает почти всех.
Паломники забронировали себе жилье в помещении Зимней гостиницы, однако разместиться там у них не получится. В ночь на Пасху, 1 мая, в объекте культурного наследия федерального значения, построенном в XIX веке, произошёл пожар. Огонь распространился на площадь в 800 квадратных метров на втором и третьем этажах трёхэтажного здания. Частично обрушилась кровля, полностью разрушились все инженерные коммуникации здания. Теперь православные посетители острова разместятся в каютах теплохода «Адмирал Кузнецов», который служит плавучей гостиницей.
Следствие уже установило предполагаемого поджигателя Зимней гостиницы: им оказался житель острова Дмитрий Синица. В ходе предварительного следствия он сам дал признательные показания. Сейчас обвиняемый по решению Сортавальского городского суда находится в изоляторе в Сегеже, где пробудет до 2 июля. В отношении Синицы МВД Карелии возбудило уголовное дело по статье об умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества путём поджога. Верховный суд Карелии отказался освободить обвиняемого, хотя сам Синица позже заявил, что признательные показания он давал под давлением правоохранительных органов из опасений за свое здоровье.
Зазря обвинили
Местные жители не верят в то, что Синица мог поджечь свой дом.
«Да, он (Синица – прим. ред.) не всегда вписывается в стандарты, несколько оторван от реальности, да, иногда употреблял. Но он любил свою квартиру, Валаам, свой образ жизни, в некотором роде творческий. Это вполне обычный человек, тот, кому не всё равно», – говорит местный житель Кирилл Смышников.
Кирилл живёт на Валааме с 2002 года. Он приехал на остров из Петрозаводска по студенческой программе всего на неделю, но остался. И он тоже, как и Дмитрий Синица – житель Зимней гостиницы.
Сейчас все коммуникации Зимней гостиницы разобраны, по словам местных жителей, в здании вырезали целые куски водопровода, и электропроводку. Временную кровлю тоже не возводят: нужен проект, но его до сих пор нет. Поэтому то, что уцелело после пожара, заливают дожди. Ремонтные работы должны начаться только тогда, когда все жители Зимней гостиницы съедут. Пока монастырь, в управлении которого находится «Зимка», как ее называют местные, для восстановления здания не сделал ничего.
До 2006 года здание гостиницы находилось в государственной собственности и управлялось природным парком. Кирилл Смышников, как и многие не имеющие отношения к монастырю обитатели Валаама, получил квартиру в этом здании от государства.
Как считает Кирилл, сейчас происходит выдавливание с территории Валаама местных жителей. А заодно и всех светских структур.
В мае 2015 года здание Зимней гостиницы, где проживают светские жители, власти Карелии признали непригодным для проживания. Сами обитатели старинного дома утверждают, что никакой комиссии, которая ходила бы по квартирам и выясняла бы условия проживания, не было. А уже осенью учрежденная монастырем «Служба эксплуатации недвижимости и территории» (ООО «Сэнт») инициировала судебный процесс против ряда жителей гостиницы с требованием их выселения. Сортавальский городской суд удовлетворил иск полностью. Среди выселяемых – и Смышников. Всего более 20 человек из северного крыла Зимней гостиницы. Это дело находится на стадии апелляции.
При этом другие части гостиницы, где расположены монастырские помещения, до пожара для жилья были признаны официально пригодными.
Жители «Зимней» обращались к президенту России, уполномоченному по правам человека в Карелии, к патриарху с просьбой защитить их право остаться на острове. Но власти – как светские, так и религиозные – оставляют письма без ответа.
– Мы не хотим выезжать. Это наш дом. Я, несмотря на пожар, всё еще кое-как могу там жить, а жившая со мной стенка в стенку моя подруга Елена Михалева – не может, потому что во время тушения пожара, её жилье залило, – говорит Кирилл.
Выезжать из квартиры в Зимней гостинице, несмотря на судебное решение, не желает и Ирина Смирнова. Её семью и семью её бывшего мужа Олега Ярового суд уже окончательно выселил. Теперь Ирина говорит, что ждёт, когда придут приставы и выкинут её вещи. «А когда они придут, я не интересуюсь: мне нужно экскурсии водить», – отмахивается Смирнова. Ирина и Олег – историки Валаама и Северного Приладожья.
Глава Карелии Александр Худилайнен сразу же после пожара в «Зимней» заявлял, что к 1 июня все жители гостиницы получат благоустроенное жильё в городе Сортавала, частью которого с середины 2000-х является Валаам. Так, один дом якобы к тому времени уже был введён в эксплуатацию и сдан, а второй находился на стадии сдачи. Однако сами местные жители уверяют: власти предлагают по-настоящему непригодное жильё.
– Город Сортавала пока находится в упадке. Но тот дом, в который предлагают вселяться, построен не с нуля: он пристроен к брошенному несколько лет назад и незаконсервированному помещению. Получился дом в три этажа. Но это старое здание. Дом не просушен. Это значит, что вся влага благополучно впиталась: там вонь, сырость, вода в подвалах. Там нет как таковой централизованной системы отопления – отапливать квартиры нам предлагают электричеством, а на лестницах и этой возможности нет. О газе нет и речи. Под вопросом качество подключения канализации. Я считаю, что проживание там – смертельная угроза, – уверен Смышников.
Конец светской жизни
– Мое счастье или, может, наоборот, несчастье заключается в том, что я никак не связан с монастырём. Так или иначе, мы все, светские жители, кто здесь ещё остался, пытаемся противостоять сложившейся ситуации. Хотя бы фактом своего существования, – говорит Кирилл. – Сейчас нас осталось порядка 140 зарегистрированных на Валааме немонастырских людей.
Число местных медленно сокращалось из-за постоянных выселений, но теперь, возможно, светские жители активнее станут уезжать с острова. Дело в том, что в середине июня от Сортавальских властей пришло предписание освободить к 15 июля помещения Валаамского дома культуры – основного места концентрации культурной жизни светских жителей. Там теперь должны организовать трапезную для монастырских.
Руководитель ДК Ксения Румянцева практически в одиночку организовала музыкальные программы, концерты, патриотические мероприятия, поездки детей местных по блокадным местам, кукольный театр, народный театр (по четыре спектакля в год), концерт местных талантов «Минута славы», она собрала библиотеку, организовала шахматный клуб, игру в настольный теннис.
– После закрытия клуба культурной жизни здесь не будет никакой, – уверена местная жительница Елена Михалева, которая активно принимает участие в работе ДК. – Ксения в разговоре с кем-то из монастырского начальства говорила: «Клуб-то нужен и вам тоже». Ведь рабочие на Валааме не все воцерковленные, не все проводят свободное время в храме. Закрытие клуба резко понизит качество жизни. Я опасаюсь, что это приведёт и к снижению уровня безопасности: рабочие, которым будет нечем занять себя, будут заниматься единственным возможным в таком случае делом – будут закупаться в магазине алкоголем.
Но конец светской жизни наступит, если исчезнет школа. Раньше она размещалась в помещениях Зимней гостиницы, но после пожара три класс-комплекта переселили в здание дома культуры. 2015-2016 учебный год в клубе завершили 12 школьников.
Монополия на всё
Монастырь – самый крупный хозяйствующий субъект на острове. Все постройки принадлежат ему. На Валааме даже светские жители так или иначе связаны с монастырём: или у кого-то там родственники, или кто-то сезонно там работает. При этом на Валааме есть только один магазин, и он принадлежит монастырю. Раньше им владел местный предприниматель, но монастырь не продлил ему аренду, а заодно пожурил за торговлю алкоголем у самых монастырских стен. Впрочем, сейчас в ассортименте управляемого всё тем же ООО «Сэнт» магазина остаётся крепкий алкоголь. Прямо у стен монастыря. Однако признаков нарушений нет: лицензия на продажу спиртного есть.
Транспорт также принадлежит монастырю – как пассажирский, так и грузовой. Попасть на Валаам можно только на теплоходе или метеорах, которые находятся в собственности монастыря. Стоимость поездки из Сортавалы – 950 рублей, из Приозерска – 1350 рублей. Без билета. При этом, согласно объявлению на борту, пассажиров страхует ОАО «Согаз». С учётом монополии на транспорт в приоритете – монастырские жители и паломники. Светские жители жалуются, что их даже не всегда берут на борт: так, иногда к стоматологу приходится добираться по три недели.
Но интересен ещё один момент. Валаамский архипелаг – это природный парк, участки территории которого строго зонированы. Здесь есть земли, которые принадлежат монастырю: это земли исторических поселений, там есть как существующие постройки, так и сохранившиеся исторические фундаменты. А есть и те земли, что относятся к особо охраняемым природным территориям, где запрещено любое строительство.
Однако фактически выходит, что строительство запрещено для всех, кроме монастыря.
По словам руководителя программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаила Крейндлина, проблема незаконной застройки распространяется почти по всему острову.
– Монастырь объясняет свою активность тем, что постройки возводятся на исторических фундаментах на тех землях, где такие работы разрешены. Но это не всегда так, – уверен эколог. – В настоящее время существуют две самых горячих точки. Это остров Оборонный, который находится на земле особо охраняемой зоны природного парка. Там возводится так называемый монашеский скит, но по большому счёту, это какая-то очередная резиденция.
На Оборонном – новый скит и храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, который по преданию первым прибыл на Валаам, установив крест, и благословив острова апостольским жезлом, заложили еще 30 ноября 2014 года. Это произошло в рамках программы развития скитской и пустыннической жизни Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которую одобрил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как тогда объявил присутствовавший на церемонии вице-губернатор Петербурга Игорь Дивинский, все средства на строительство – добровольные пожертвования православных христиан «Русского Афонского общества».
– Здесь налицо два нарушения, – продолжает Крейндлин, – это строительство осуществляется на особо охраняемых природных территориях, причём на тех участках, где есть краснокнижные виды, так ещё это и строительство идёт без экологической экспертизы. У нас есть официальный ответ от Минприроды Карелии, где говорится, что экологическую экспертизу действительно не проводили, что монастырю по этому поводу даже вынесли постановление о привлечении к ответственности. Но это никак строительство не остановило.
Второй проблемный участок, по словам эколога, расположен на территории от окрестностей озера Антоньевское на острове Валаам до берега Ладожского озера. Согласно проекту планировки, там будет возводиться целый комплекс «культовых сооружений», причём у Ладоги уже началось строительство. На месте этой стройки сосредоточены наиболее ценные краснокнижные виды – как республиканские, так и федеральные. Из-за строительных работ они могут быть уничтожены, уверен Крейндлин. «Даже если бы эти территории не были бы природным парком, всё равно это строительство было бы нарушением законодательства: деятельность, которая приводит к разрушению среды обитания видов, занесенных в красную книгу, запрещена», – подчеркивает эксперт.
Тогда зачем это всё?
– Короче, ничего из того, что бы обеспечивало нормальную жизнь светского населения, здесь нет. Ни больницы, ни нотариуса, да ничего здесь нет, – говорит Кирилл.
На вопрос о том, что его до сих пор здесь держит, он даёт два ответа: прозаический и лирический. Проза в том, что как бы плохо ни приходилось, но с государственной работы никого не гонят. «А вообще это какая-то моя родина. Здесь я себя как-то нашёл, трудности меня закалили и не дают расслабиться, не дают осесть на диване. Здесь я чувствую, что всё зависит от моих сил».
Когда я спрашиваю его, что он станет делать, если его всё-таки выселят из Зимней гостиницы, Кирилл долго молчит.
– Конечно, мы будем как-то пытаться остаться на Валааме. Как это будет – можно гадать.
Стоит отметить, официальный представитель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря не ответил ни на письменные запросы ПРОВЭДа, ни на телефонные звонки. Вопросы о том, когда начнётся ремонт Зимней гостиницы, на каких основаниях ведётся строительство на архипелаге и почему частные перевозчики не допускаются на остров, остались без ответов.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД