Корреспондент ПРОВЭД отправился на задание в Москве на такси и пообщался с водителем-предпринимателем о том, как сейчас работается в частном извозе, какие попадаются пассажиры, и как выжить в эпоху Uber.
Нет в жизни справедливости. Ведь еще год назад я был мелким, но вполне преуспевающим предпринимателем, а теперь двенадцать часов кряду кручу баранку, чтобы принести домой три тысячи рублей. Удивлены, что так мало? Да, я тоже слышал много легенд о зажиточных московских таксистах. Они стояли у вокзалов, поигрывая ключами зажигания, и на лицах несли отпечаток неизбывной жалости и сочувствия к пассажирам. В аэропорт? - три тысячи, скорбно сообщал бомбила, и в глазах его было столько страдания, что пассажир понимал сразу и вовеки: дешевле никак. Московское правительство износило семь железных кепок в борьбе с нелегальными извозчиками, а действенного инструмента так и не изобрело.
Но тихо-мирно, без шума и пыли, без посвистов и покриков рынок перевозок захватили три богатыря: Yandex, Gett и Uber, и обратили элемент красивой жизни в утилитарную доставку тел из пункта А в пункт Б. И бомбила исчез, растворился в утреннем смоге Садового Кольца. Нет его больше. Нету. Хотите историй?
Вчера вечером вызов к «Театру Эстрады». Садится немолодая пара.
- Хороший у вас автомобиль, - деликатно сообщил он мне в спину, - просторный…
- Согласен, – говорю. – Куда отправляемся?
- Большая Никитская, дом н-цать.
- Отличный выбор.
- Аха-ха! – развеселились сзади, - Ларочка, ты слышала? Чем это он такой отличный?
- Тем, что он на Большой Никитской.
- Аха-ха!
- Какую музыку предпочитаете в это время суток?
- Тишину, пожалуйста! – властно скомандовала Ларочка. – Мне хватило шума там.
Машина вырулила на Большой Каменный мост. Время близилось к полуночи, дорога была свободна, обстановка к тишине не располагала.
- Ларочка, ты видишь этот зеленый особняк в три этажа?
- Ну…?
- Ведь я, дурак такой, мог его приватизировать в девяносто третьем…
- Фима, прошу тебя, как родного мне человека: прекрати этих разговоров про то, чего ты мог сделать, но не сделал. Мне и так больно.
- Тебе больно?!
- А как ты думаешь, если я живу с идиотом, а могла бы с миллионером?
- Где ты возьмешь миллионера?!
- О, идиот… Если бы ты приватизировал этот особняк в девяносто третьем, ты был бы миллионером!
- Если бы я его приватизировал, меня бы убили…
- Чем нынче потчует Геннадий Викторович? – предпринимаю попытку сгладить семейный конфликт.
- Говном! – немедленно реагирует Ларочка. – И это, заметьте, после кулинарного техникума!
Хорошие пассажиры.
Сейчас я раскрою вам страшную тайну. У Большой Тройки разные тарифы и разные методы расчета стоимости поездки, но все они сводятся к единому результату: водитель должен зарабатывать пятьсот рублей в час. Чуть больше, чуть меньше, но в среднем – пятьсот. Дальнейшая арифметика проста. За двенадцать часов таксист получает шесть тысяч рублей. Из них двадцать процентов забирает оператор, тысяча на бензин, полторы тысячи за аренду автомобиля, триста рублей на перекусить в Мак-Дональдсе. В сухом остатке – две тысячи рублей. И потому не удивляйтесь, что глаза у таксиста красные и навыкате, и соображает он туговато. Большинство водителей, приехавших в Москву из Средней Азии, просто живут в своих машинах и проводят на линии по четырнадцать, а то и шестнадцать часов кряду без сна и отдыха.
Потому я и не беру машину в аренду. Во-первых, полторы тысячи – это чистый заработок за четыре часа работы, а во-вторых, аренда – это кабала, которая лишает тебя возможности распоряжаться своим временем. Вдумайтесь: месячная аренда Форда Фокус стоит около сорока тысяч рублей. Вышел ты на линию или куришь под пальмой, арендодателя это не волнует: ежедневно ты должен отправлять ему дань. Выходные? Отпуск? – не, не слышал.
А до вас был еще пассажир. Мой любимый тип: яппи.
Это стройный метросексуал в дорогом костюме и модных лоферах. Он молча садится назад, утыкается в планшет и молча покидает салон в пункте высадки. За все время поездки он не издает ни звука, и если у водителя хватает ума и терпения поддержать тишину в салоне, то под занавес твой гаджет мелодично квакает, оповещая о поступлении чаевых. Хороший пассажир.
Кстати, о чаевых. Безналичный расчет резко сократил поток поощрений. В этом смысле верность традиции хранят пассажиры Яндекса, ибо платят преимущественно наличными и не требуют сдачу, если размер ее не превышает полтинника. Пользователи Gett и Uber о чаевых вспоминают редко. Не потому что жадные, а просто кэш отсутствует в их карте мира. Но даже наиболее щедрые пассажиры не догадываются о том, что, отправляя чаевые по безналу, они финансируют оператора, а не водителя. Например, Gett забирает себе половину от суммы чаевых, а потом из доли водителя вычитает еще НДС – восемнадцать процентов.
Граждане! Вызывая такси, имейте при себе немного кэша, пожалуйста.
Ну да ладно, лишь бы хорошую оценку поставили. Да, дорогие товарищи, оценка – это важно! Если вы недовольны водителем, наказать его просто: поставьте единицу, и рейтинг его обрушится, и будет он отлучен от корпоративных перевозок, и не поступит ему заказ в аэропорт. А могут и вовсе аккаунт заблокировать, если жалоб слишком много. Хорошая штука – рейтинг. Действенная.
Вообще, работая в такси, становишься немного философом. Капитализм повинен во многих грехах, однако одно доброе дело можно занести в его актив: официантов, продавцов и таксистов – хозяев советской жизни – он опустил на положенную им ступень социальной лестницы низкооплачиваемых, неквалифицированных рабочих.
И это, пожалуй, правильно.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД
Комментарии
работодателя (компания токсовичкоф) к водителям которые их кормят . Лично я чтобы привезти план работал кждый день по 16 часов , за этот ад зарабатывал 1000 ,1500 за смену в лучшем случае . Автор забыл сказать что то .мойка ,бензин все за счет водителя!!! Компания постоянно обзванивала клиентов с целью выяснить вышел ли я из машины , открыл ли дверь, предложил ли музыку и т.д . Клиентам в 90% случаев на это наплевать и зачастую они отвечали что не помнят или не предложил . За это дерьмо тут же снимали с линии и отправляли на инструктаж . Как следствие потеря времени на линии , отсутствие заработка А за аренду 1700 надо отдать При этом я работал в эконом классе не в лимузине. И кукарекать каждому за 230 руб мини малки полный абсурд . Цена ниже чем в маршрутке (разбейте 230 руб на 4х чел.) На этом все. В такси денег нет и видимо уже не будет ни когда.