С 1 января все импортируемые в Россию автомобили должны иметь систему вызова оперативных служб при ДТП ЭРА-ГЛОНАСС. Если это требование не выполняется – на машину нельзя будет получить паспорт технического средства. Импорт подержанных иномарок из-за рубежа прекратится. Эксперты отмечают, что это фактически уничтожит и без того небольшой рынок импортных подержанных иномарок, а также может лишить россиян некоторых редких авто. Вместе с тем, некоторые эксперты усомнились в том, а имеет ли ФТС право применять меры технического регулирования к автомобилям, которые физлица ввозят для личного потребления? ПРОВЭД попытался разобраться в хитросплетении юридических норм.
С первого дня 2017 года прекращается выдача Паспортов транспортных средств (ПТС) на ввозимые физическими и юридическими лицами автомобили, не оснащенными устройствами вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС. Эта мера применяется в соответствии с техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» от 2011 года. Информация о том, есть ли в машине устройство вызова экстренных служб, и номер каждого такого устройства, должны вноситься в раздел «Особые отметки» паспорта. Подтверждение того, что устройства в машине есть, должно быть в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Если в БСКТС не будет написано, что ЭРА-ГЛОНАСС в машине есть – паспорт не выдадут.
Звучит это совсем страшно, как будто в Россию теперь вообще никто и никогда не сможет ввезти никакой автомобиль извне. На деле все не так пугающе. Модели, уже имеющие старую сертификацию транспортного средства, могут ввозиться без ограничений – а именно такие модели составляли львиную долю ввозимых машин.
А вот редкие американские модели пикапов типа Dodge Ram 1500, Ford F-150, Chevrolet Silverado 1500, Toyota Tundra и некоторые другие вообще могут потерять возможность быть ввезенными в Россию. Чтобы получить сертификаты, производители таких автомобилей должны будут произвести несколько контролируемых государством краш-тестов, чтобы показать, что устройство экстренного вызова полиции в нем нормально работает. Некоторые редкие машины продаются у нас буквально штучно, так что для них получение необходимой документации будет совершенно не выгодно. Они могут полностью покинуть рынок.
Итак, все это происходит в соответствии с требованиями Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Паспорт должен выдаваться автомобилю, имеющему СБКТС. Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» издан в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании». А вообще под «техническим регулированием», по законодательству, понимаются сам ФЗ и принимаемые на его основе прочие законы и нормы.
Но самое главное, что в соответствии со статьей 352 ТК ТС п. 2 «к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования».
ГЛОНАСС не заблокирует импорт иномарокКроме того, исходя из соглашения между правительствами России, Беларуси и Казахстана от 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», к товарам для личного пользования, перевозимым через границу, опять же, меры технического регулирования применяться не должны.
Получается, что если Иван Иванович ввозит машину для личного пользования, если следовать букве закона, никакой ЭРА-ГЛОНАСС он у себя в машине иметь не обязан.
«Я считаю, что ФТС незаконно распространяет требования техрегулирования на товары, перемещаемые для личного пользования. Да и вообще вся эта история с ГЛОНАСС крайне неприятна. Решение принято без учета мнения людей, хотя принималось как бы для людей. Опять вышло из серии «без меня меня женили», − отметил вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков.
При этом эксперт согласен, что были и аргументы в пользу введения ЭРА-ГЛОНАСС, становится больше надежды на быстрое реагирование экстренных служб при ДТП, кроме того, угонов машин должно стать меньше. «Но за любое дополнительное оборудование неизбежно заплатит конечный потребитель. Можно было бы как-то компенсировать все это. Например, на 1-2 года отменить транспортный налог. Кроме того, разумно было бы сделать так, чтобы ввозить можно было любую машину. Но обязать собственника в положенный срок, например, за шесть месяцев, оборудовать ее этим устройством», − предлагает Моженков.
В основном с ним согласен и известный автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
«Сейчас по закону физлица имеют право на ввоз автомобиля. Во внутренних документах ФТС, возможно, и будет такой запрет, но это незаконно. Тем не менее, при любом стечении обстоятельств, введение ЭРА-ГЛОНАСС серьезно не повлияет на автомобильный рынок, даже на Дальний Восток. Через все дальневосточные порты в прошлом году прошло всего 9 тысяч авто. Для сравнения, всего в стране было продано 1,5 млн новых машин и еще 4 млн – на вторичном рынке. То есть это совершенно несущественное влияние», − отметил автоэксперт.
Моржаретто также отмечает, что сейчас почти все ввозимые авто ввозятся юридическими лицами, так называемых «перегонщиков», как в первой половине двухтысячных, почти не осталось. «Об этих переменах 1 января говорили как-то удивительно мало. Так что да, для многих это будет сюрпризом. Но, повторюсь, большая часть импорта ввозится юрлицами, а они в курсе изменений», − отметил он.
В любом случае, на отечественном рынке, где большая часть машин – произведенные в России подержанные иномарки – основная масса машин продавалась и будет продаваться без ЭРА-ГЛОНАСС еще несколько лет. Правила сертификации касаются только новых моделей, выходящих на рынок в наступающем году.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!