Есть такие россияне, которые решили наблюдать за экономическими трудностями, ростом цен на продукты в магазинах и колебаниями курса рубля из окон новеньких автомобилей. Как выяснил ПРОВЭД, не так страшен кризис для истинных автолюбителей, как его малюют.
В 2015 году автомобильный бизнес буквально кричал о падении и жалобы были закономерными: редкий потребитель решался на покупку новенького автомобиля в отсутствии понимания, чего же ждать от следующего дня. Сейчас, по словам экспертов, ситуация выглядит совсем иначе. «Основная тенденция, которую в данный момент можно определить совершенно точно: рынок кредитных автомобилей начал восстановление, и цифры продаж 2016 года это иллюстрируют. Хотя восстановление началось еще в прошлом году. Данные нескольких источников, включая Национальное бюро кредитных историй, синхронно констатируют двукратный рост продаж автомобилей в кредит за первые месяцы 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Это выражается и в штуках, и в объемах. Речь идет о более чем 100 тысячах автомашин на сумму почти 60 млрд рублей. В целом, ситуация такова, что рост наблюдается по всем параметрам: вырос средний чек, увеличился средний срок автокредита, а также почти в 2 раза увеличилась доля автомобилей в кредит в общем объеме продаж авто в 2016 году, составив чуть больше 30%», - сообщила Елена Верёвочкина, управляющая Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах Банка.
По словам Франка Малоше, председателя правления ООО «Банк ПСА Финанс РУС», по результатам первого квартала 2016 года 29% новых автомобилей концерна PSA Peugeot Citroen в России было продано в кредит по программам ООО «Банк ПСА Финанс РУС». «Это рекорд за последние три года. В 2015 году мы пересмотрели нашу политику одобрения кредитов, чтобы обеспечить производственные объемы, и внедрили строгую политику фондирования в ожидании лучшей цены и лучшей рыночной ликвидности», - отметил он.
Позитивное мнение разделяют не все участники рынка.
«По итогам 2015 года количество выданных автокредитов упало примерно на 41% - вполне сопоставимо с падением авторынка в России в целом. Если сравнивать итоги автокредитования первого квартала 2016 года с аналогичными данными за 2015 год, то действительно можно говорить о существенном росте рынка: количество выданных автокредитов увеличилось на 66%. Но сравнение будет не вполне корректным – начало 2015 года охарактеризовалось серьезным провалом на авторынке, вызванным усугублением кризисных явлений: девальвацией рубля и прочими негативными факторами. Если же рассматривать квартальные данные, то итоги первого квартала 2016 года самые низкие за последние пару лет, за исключением уже упомянутого первого квартала прошлого года. Очевидно, что пока и сам авторынок и рынок автокредитования далеки от восстановления. Доля кредитных покупок на рынке в начале года сохраняется на среднем уровне 2015 года – около 37%. При этом в начале этого года немного растет срок выдачи кредита и средний объем займа», - прокомментировала Тамара Касьянова, управляющий партнер АО «2К» (входит в Morison International – международную ассоциацию независимых аудиторов и консультантов).
С данным мнением согласен Иван Власенко, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала АО «Россельхозбанк». «Число банков – активных игроков на рынке автокредитования – снижается. Действительно, аппетит к риску в этом сегменте сейчас не слишком велик. Это обусловлено разными факторами: снижением в целом спроса на автомобили, валютной переоценкой, сказавшейся на их стоимости, ростом объема просроченной задолженности, фактором наличия мошеннических схем при продаже автомобилей, особенно в сегменте поддержанных авто. Таким образом, можно констатировать отсутствие какой либо положительной динамики в продажах автокредитов на рынке Петербурга и Ленинградской области», - отметил эксперт.
Когда государство пришло на помощь
Вмешательство государства в дела бизнеса не всегда приводит к плачевным последствиям: об этом свидетельствует государственная программа поддержки авторынка на выдаче автокредитов. «Благодаря государственным программам и инновационным подходам банков, автокредиты стали одним из драйверов развития сферы розничного банкинга. С 1 января 2016 года мы адаптировали все кредитные предложения с учетом последних изменений. А именно - ставка в кредитном договоре не ниже 2/3 ставки рефинансирования, которая с нового года приравнена к ключевой ставке. На востребованность государственной программы льготного автокредитования среди клиентов Банка это никак не повлияло, так как для клиента размер переплаты по кредиту по данным программам никак не изменился.
«Говоря о программе господдержки авторынка, эффект сложно переоценить. Именно данная программа спровоцировала в 2015 году восстановление рынка авто после его катастрофического падения, существенно увеличив долю кредитных машин в общем объеме проданных авто. И это, безусловно, позволило частично восстановить рынок. Однако, надо признать, что даже с господдержкой вряд ли мы увидим дальнейшее существенное наращивание продаж авто, в том числе, в кредит, до тех пор, пока не восстановится покупательская способность граждан и не нормализуется экономическая ситуация в стране», - считает Елена Верёвочкина.
«Рост спроса на автокредитование связан с запуском государственной программы субсидирования процентной ставки. В 2016 году банки стали охотнее выдавать автокредиты, поскольку переориентировались на залоговые виды кредитования, требований к заемщикам стало меньше, получить кредит – проще. При этом говорить о том, что это заметно повлияет на продажи автомобили и динамику авторынка я бы не стал. Тенденция, безусловно, положительная, но не основополагающая», - согласен Дмитрий Белов, директор Департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр».
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД