Владимир Путин ранее выступил в поддержку размещения миротворцев ООН в Донбассе. Петр Порошенко отреагировал жестко, отметив, что миротворческая миссия должна быть размещена на всей территории ДНР и ЛНР, а также на границе с Россией, при этом участие представителей самопровозглашенных республик, а также РФ невозможно. В ответ российская сторона заявила, что миротворцы смогут войти в Донбасс, после того как Украина внесет поправки в закон о его особом статусе. О том, могут ли ввести миротворцев в Донбасс, рассказывают эксперты.
Дмитрий Орешкин, политолог:
– Логика украинского президента в отношении миротворцев вполне понятна. Путинский вариант Порошенко никак не подходит, так же, как вариант Порошенко не подходит Путину. Тонкость ситуации заключается в том, что ни тот, ни другой не могут жестко сказать, что они отвергают план своего оппонента или партнера по переговорам. Потому что сразу, как только они это сделают, в пропагандистском пространстве это будет проинтерпретировано, как нежелание достижения мира. Следовательно, они согласны с тем, что эту тему надо рассматривать, и это единственное достижение. Введение миротворцев уже становится предметом для торга.
В чем интерес Путина? Он говорит о том, что миротворцы должны быть введены на линию, разграничивающую ЛНР, ДНР и остальную часть Украины. Таким образом, он институализирует эту линию раздела. И – в переговорах должны участвовать ЛНР и ДНР, то есть де факто Путин требует юридического признания этих непризнанных республик. В этом есть слабость, потому что сама Россия эти республики в качестве отдельных государств не признала, но требует этого от ООН и Украины. Ни ООН, ни Украина на это не пойдут.
Логика такая: Путин предлагает ввести миротворцев, причем каких именно, не очень понятно. Может быть, он считает правильным ввести туда российских миротворцев? Вдоль границы с непризнанными республиками. А Порошенко требует введения миротворцев вдоль границы России и ДНР и ЛНР, то есть хочет отрезать их от России, из которой они получают боеприпасы и обновление кадрового состава – это не секрет. И плюс к этому Порошенко подразумевает, что подконтрольной должна быть вся территория ДНР и ЛНР, чего Путин не допускает.
Вполне понятно, что здесь не то чтобы диаметрально противоположные представления о миротворческой миссии, но внутри общего представления о том, что надо вести переговоры, есть принципиальные расхождения.
Прогресс же заключается в том, что институциализируя с помощью введения миротворцев границы эти двух непризнанных республик, Путин как бы за скобками, по умолчанию, признает, что идея дальнейшей экспансии ДРН и ЛНР в сторону украинских территорий неактуальна. Все эти разговоры о Новороссии, о Малороссии и прочих столь же мифических государствах, которые мерещатся господину Дугину и господину Захарченко – они неактуальны. Речь идет о том, чтобы институализировать вот эти два маленьких кусочка Донецкой и Луганской областей. В путинских предложениях признано, что все – граница такая, какая есть, территория останется в тех границах, какие сейчас есть. Ее Путин согласен зафиксировать. Это существенное отличие от прежних разговоров о Новороссии и Малороссии. Говорить стали о самоуправляемой, независимой от Украины, но формально принадлежащей Украине территории по образцу Приднестровья.
Это уже довольно большое отступления от концепции Русского мира. Но даже это не будет принято, потому что подразумевает юридическое признание самопровозглашенных республик, а на это нет благословения ни со стороны Германии, ни со стороны Франции, как членов нормандской четверки, ни со стороны ООН.
Мы пока видим прощупывание позиций по этому вопросу, с тем, чтобы в дальнейшем обвинять друг друга в неготовности установить мир на этих территориях. Но следить надо не за тем, кто и в чем друг друга обвиняет, а за тем, кто и что по умолчанию представляет. Никакой экспансии на повестке дня уже точно нет, речь идет лишь о признании статуса. Путин требует, чтобы этот статус был признан и границы зафиксированы. Порошенко на это не пойдет, и европейские партнеры его поддержат, так что Путин со своим предложением останется в меньшинстве. Другой вопрос, что у него есть то, что можно назвать правом вето. И, соответственно, этот маленький шаг вперед по сути дела создает просто новое пространство для торга и ничего более. Еще год, как минимум, будет вестись разговор о том, куда и откуда эти миротворцы, что они собой представляют. Создана новая комната для переговоров, но в этой комнате кресла стоят у противоположных стенок.
Михаил Ходаренок, военный эксперт, полковник запаса:
– Предложение, которое сформулировала Российская Федерация диаметрально противоположно тем предложениям, которые ранее выдвигала украинская сторона. То есть украинские представления и российские о введении миротворческой миссии имеют мало общего, за исключением самого слова «миротворец». Насколько это будет реализовано, вопрос сложный. Украина, по всей видимости, будет чинить всевозможные препятствия процессу, поскольку он не отвечает представлениям Киева о миротворческой миссии на Юго-Востоке Украины.
Я сомневаюсь, что этот процесс будет доведен до логического конца, поскольку украинская сторона станет препятствовать. Украина не заинтересована в таком ходе этого процесса.
Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз:
– Миротворцы сегодня являются единственным способом принудить обе стороны конфликта к какому-то соглашению. Я не говорю о Минских соглашениях, которые невозможно выполнить при нынешней украинской политической системе, речь хотя бы о каком-то перемирии. Договоренности о прекращение огня. Иначе это будет бесконечная игра в одни ворота.
Непризнанные республики, ДНР и ЛНР, действуют и ведут себя как государства, выполняют все принятые на себя обязательства, все соглашения. Вторая сторона конфликта – бесформенная масса, которая не имеет единого центра управления. Украинская сторона недоговороспособна. В течение трех лет мы наблюдали, как украинская сторона методично и последовательно, с упорством, достойным лучшего применения, не выполняет ничего. Выполняется ноль договоренностей из ста.
Дальше необходимо либо начинать общевойсковую операцию с целью обезвредить террористические группировки и банды с украинской стороны, либо, как последний шанс, использовать попытку введения миротворческих сил.
Миротворцы – лучшая альтернатива прямому военному столкновению. Это последняя стадия, умиротворяющая стороны конфликта. В обороте ООН более эффективного метода нет. Это лучшее, что есть сегодня у изрядно подорванного, но еще продолжающего трепыхаться международного права.
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, профессор кафедры международной журналистики МГИМО:
– Первоначально Россия была против международных миротворцев. Наша позиция заключалась в том, что нужно сначала завершить процесс выполнения Минских договоренностей, создать группу наблюдателей от ОБСЕ и других международных организаций. И если бы соблюдались Минские договоренности, то тогда миротворцы не были бы нужны.
Сейчас понятно, что Минские договоренности не работают. Сегодня есть реальная угроза того, что украинские вооруженные силы и незаконные вооруженные группировки, воюющие на украинской стороне, готовят наступательные операции на территории ДНР и ЛНР. Поэтому Россия изменила свою позицию и, по сути дела, приглашает международные миротворческие силы.
Здесь очень важно, кто именно будет выступать и в роли международных наблюдателей, и в роли сил, разводящих конфликтующие стороны. Понятно, что стороны конфликта в этом участвовать не могут. Стороны, ангажированные участниками конфликта, как, например, США, участвовать также не могут. Члены НАТО не могут. Нужны представители стран, не вовлеченные в противостояние ни политически, ни экономически.
Беспалов Сергей Валериевич, член Научного и Экспертного советов Российской ассоциации политической науки, член Российской ассоциации международных исследований, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Института общественных наук РАНХиГС:
– Уставом ОНН предусмотрено привлечение миротворческих миссий, в рамках которых осуществляется принуждение одной из сторон к соблюдению международного права, к прекращению противозаконных действий и так далее. Но на практике, насколько мне известно, таких миссий вообще в истории никогда не было.
На практике миротворческие миссии, когда они осуществлялись, будь то межгосударственный конфликт или гражданский, межэтнический или межрелигиозный внутри одного государства, проводились они тогда, когда сторонами уже достигнуто некое соглашение об урегулировании, в страну вводился миротворческий контингент. Вооружение миротворцев служит для самозащиты, а не для принуждения к чему-либо одной из сторон.
То есть основной момент здесь – добрая воля сторон должна быть высказана, главные параметры урегулирования должны быть достигнуты. Как гарант всего этого вводятся миротворцы ООН.
Для этого нужно как минимум, чтобы две стороны конфликта признавали друг друга таковыми, чтобы они были способны принимать решения для урегулирования процесса, добиваться соглашений.
В случае Украины и Донбасса главная проблема заключается в том, что украинские власти не признают Донецкую и Луганскую республики. И даже в Минских соглашениях они зафиксированы как «отдельные районы Донецкой и Луганской областей». Киев не признает ДНР и ЛНР сторонами конфликта, а также постоянно говорит о какой-то российской агрессии.
Ввести миротворцев ООН вместе с наблюдателями от ОБСЕ – такая практика существует и существовала. Для этого ООН вступает в контакт с региональными властями. Так было в Косово, например.
Но суть предложения Путина заключается в том, что это все должно идти опять-таки в русле Минских договоренностей, после того, как какие-то договоренности между ДНР и ЛНР и Киевом будут достигнуты. Иными словами, после того, как киевские власти приступят к реализации Минских соглашений, в том числе в их политической части. Чтобы миротворцы ОНН были гарантами всего этого.
Судя по реакции украинской стороны, их не устраивает такой подход. Они хотели бы введения миротворческого контингента по всей протяженности границ между Россией и ДНР и ЛНР, и понятно, что это мало выполнимо.
Пока нет никаких предпосылок к тому, что миротворческая миссия войдет в Донбасс. Навязать миротворческую миссию невозможно. Пока стороны не придут к согласию - никаких подвижек не будет.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД
Комментарии
Санкции-то всё равно продлевают. Сколько можно любоваться на невменяемого Порошенко и Ко?