Вымученное в жарких многочасовых дискуссиях дитя под названием «Совершенствование таможенного администрирования» получило путевку в жизнь. Премьер поставил точку в этих спорах, подписав соответствующее распоряжение. На протяжении 4 месяцев мы с интересом наблюдали за трансформацией документа и теперь можем с уверенностью резюмировать: таможня победила. Несмотря на то, что дорожная карта по замыслу Агентства Стратегических инициатив являлась Инициативой предпринимателей, главными редакторами последней версии выступили все же чиновники.
Теперь все пункты дорожной карты условно можно разнести по трем категориям:
- 1.Мероприятия, не вызвавшие возражений ФТС, поскольку присутствуют в уже давно озвученных планах таможенного ведомства. Это основа дорожной карты. Сюда относятся: автоматическая проверка ДТ, сокращение перечня представляемых документов, упрощения для уполномоченных экономических операторов, модернизация СУР и системы уплаты таможенных платежей и т.д. Главной задачей таможни было лишь оттянуть сроки исполнения, дабы они соответствовали собственным планам. Что и было с блеском сделано во время последних согласований. Кстати, именно этот факт был сразу же отмечен бизнес-сообществом: многое из запланированного можно сделать уже сейчас, либо в самой ближайшей перспективе, а не откладывать до призрачного 2018 года.
- 2.Мероприятия, не вызвавшие возражений ФТС, поскольку ответственным исполнителем являются другие государственные структуры. Например, пункты 10, 11, 16, 17, 18, 30, 31, 33, 36, 37, 38.
- 3.Мероприятия, не вызвавшие возражений ФТС, поскольку имеют расплывчатые формулировки, либо их исполнение невозможно проверить без самой ФТС. Например, п.29 «Смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска». Какие акценты могут быть у таможенного контроля? О каких формах ТК идет речь, какой результат должен быть получен? Масса вопросов. Об этом самом смещении таможня вещает уж лет 10, наверное. Или мероприятия по наличию предварительной информации в пунктах пропуска и использованию ее при выборе форм таможенного контроля. Через плечо инспектора не заглянешь. Что касается таможенного контроля, то, как неоднократно подчеркивалось на заседаниях рабочей группы, СУР – это та священная корова, которую нельзя трогать, потому что доить ее может только сама таможня.
Основной пункт, вызвавший разногласия, касался выпуска товаров под гарантию оплаты в течение 14 дней после выпуска. Он не прошел. Точнее, прошел как «подготовка предложений о переносе срока уплаты таможенных платежей» к 2015 году. А это, как мы понимаем, ни о чем. Пункт об ограничении жизнедеятельности РОСТЭКовских структур хоть и был поддержан лично Путиным, но только наверняка потому, что есть конкретные планы по приватизации такого лакомого куска.
Задачей карты было улучшить позиции России в рейтинге Doing business Всемирного банка по условиям привлекательности для ведения бизнеса. Амбициозная задача В.Путина поднять Россию в рейтинге со 120 на 20 место сама по себе невероятно сложна. А по направлению «Международная торговля» еще сложнее: стартовать здесь придется со 160 строчки. Для решения этой задачи необходимо улучшить 3 показателя:
- 1.количество документов, требуемых для пропуска товаров через границу с 10 по импорту и 8 по экспорту сократить до 4-х. Кстати, тот, кто хоть раз видел опись к таможенной декларации, понимает, что этих документов далеко не 10 и не 8. А теперь загляните в п.1 Дорожной карты. Как вы думаете, сократив 3 документа реально выполнить эту задачу?
- 2.Срок подготовки документов, документов, необходимых для прохождения всех процедур, связанных с перемещением товара через границу, с 25 сократить до 7 дней.
- 3.Срок прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки 96 часов при импорте и 72 при экспорте сократить до 2 часов.
Насколько реалистичны эти планы, судить не будем. Время покажет. Об одном не стоит забывать: информацию для составления рейтинга Всемирный банк получает главным образом от предпринимателей. Поэтому конечную оценку даст бизнес.
Алексей Романов