На сайте ФТС России на днях была размещена информация о перечислении средств в федеральный бюджет. ФТС констатирует факт, что в 1 полугодии 2012 года полугодии сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 3118,5 млрд. рублей. В предыдущих отчетах об этой деятельности ФТС обычно демонстрировало тенденции роста поступающих доходов.
Например, ФТС сообщало, что за 5 месяцев 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, размер поступивших доходов в бюджет от внешнеэкономической деятельности, возрос более чем на 23 %. Казалось бы, в этот период ничего не предвещало изменения этой тенденции к росту. Однако июнь текущего года внес серьезную корректировку в этот процесс. В результате чего сумма доходов, полученных в этом месяце составила 567.93 млрд. рублей., что на 5.5 % меньше, чем в мае текущего года и значительно меньше, чем в июне предыдущего. Интересно, почему? И к чему это приведет?
Такой спад взимания таможенных платежей повлек за собой снижение темпов поступления средств в бюджет страны до 16.1 % ( 1 полугодие 2011 года-2.6 трлн. руб.; 1 полугодие 2012 года – 3.1 трлн. руб.). Аналитики считают, что снижение темпов роста администрируемых ФТС доходов от внешнеэкономической деятельности связано с ослаблением рубля, падением цен на нефть и снижением экономической активности большинства стран в связи с продолжающимся кризисом.
Вместе с тем, имеется мнение, что падение темпов роста доходов в бюджет страны можно связать с либерализацией уголовного законодательства, декриминализовавшего «товарную контрабанду», а также с активным лоббированием бизнес - сообществом вопросов «совершенствования таможенного администрирования», воплощенного в «дорожную карту».
Некоторые аналитики считают, что именно в результате давления бизнес - сообщества на ФТС России, служба вынуждена идти на ослабление ряда позиций по таможенному контролю при перемещении товаров через границу. Тем самым ФТС прогнозирует дальнейшее снижение темпов роста объемов таможенных платежей, поступающих в бюджет при изменении модели таможенного оформления товаров, в частности, связанного с оплатой таможенных платежей после выпуска товара в свободное обращение. Именно поэтому в данном вопросе ФТС «стоит насмерть», подключив все силы, чтобы не допустить в ближайшее время законодательного закрепления данной нормы.
Имеется и еще мнение, что ФТС умышленно «саботирует» движение средств, полученных от участников внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет, чтобы продемонстрировать правительству пагубность совершенствования таможенного администрирования и диалога власти с бизнесом, и преследует цель сохранить за собой ортодоксальные полномочия «кошмарить бизнес».
Однако, на примере деятельности СЗТУ, можно продемонстрировать влияние подобного рода «эффективного» администрирования на результаты поступления средств в доходную часть ФТС от внешнеэкономической деятельности в зоне ответственности управления.
Пример «ПРОВЭД»: На сайте СЗТУ размещена информация о перечислении средств в бюджет за 2-й квартал 2012 года. По имеющимся данным общее поступление денежных средств за период с января по июнь текущего года составило 248.69 млрд. руб. Таким образом, как мы ранее отмечали, по итогам работы в 2010 году доля средств, поступающих из СЗТУ в общие доходы ФТС составляла 14%, по итогам работы в 2011 году эта доля снизилась до 9%, а по итогам 1 полугодия текущего года тенденция уменьшения объемов взимания таможенных платежей в регионе деятельности СЗТУ продолжается и снизилась уже до 7.97 %.
Главной причиной сохранения такой тенденции, по нашему мнению, является отток участников внешнеэкономической деятельности с рынка Северо-Западного региона. Причина тому проста. ФТС не справляется с задачей формирования положительного сальдо инвестиционной привлекательности страны, так как использует устаревшие отношения, методы и инструменты.
А. Гончаров