Эксперты подсчитывают, с кем Россия поссорится из-за ВТО
После вступления России в ВТО прошел почти год. Сегодня многие аналитики просчитывают, был ли этот шаг правильным. Некоторые эксперты уже прогнозируют, что данное решение со стороны нашей страны был скорее вынужденным, нежели экономически обоснованным.
По некоторым отраслям российской действительности ВТО ударило с размахом, который даже не учитывался экономистами.
Например, сельхозпроизводители ожидали возможные потери, но вряд ли в таких масштабах. Россия пытается теперь устранить нежелательные последствия для отечественной экономики, но сделать ей это мешают правила объединений, в которые она вступила. Камнем преткновения стала ВТО, которая, несмотря на все положительные моменты, своими принципами и нормами зачастую просто губит некоторые отрасли российской деятельности. Россия не может не реагировать на подобные инциденты и пытается защитить отечественных производителей. И именно здесь возникают конфликты между заинтересованностью российских властей и теми структурами, с которыми она в союзе. Сегодня сложно прогнозировать, что будет с нашей страной дальше, но уже ясно, что по ряду некоторых вопросов России предстоит битва за свою конкурентоспособность. Причем порой эта борьба будет граничить с теми условиями игры, которые мы уже приняли. «ПРОВЭД» постоянно пишет о сложностях, которые возникают на пути у России в период становления страны на пути международной интеграции.
Фонд развития общественных связей "Петербургская политика" опубликовал доклад, в котором представлен Топ-15 актуальных и потенциальных конфликтов с ВТО и Таможенным союзом, которые ранжированы по степени перспектив для разбирательства в уполномоченных органах. «ПРОВЭД» ниже приводит вам версию развития дальнейших отношений России с ВТО и Таможенным союзом.
Конфликт |
Суть конфликта |
Потенциал урегулирования |
1. Применение Единого таможенного тарифа (ЕТТ) |
ЕТТ, который начал применяться летом 2012 года в новой редакции, в ряде случаев не всегда соответствует сути обязательств России перед ВТО. В рамках ЕТТ в некоторых случаях применяются так называемые комбинированные пошлины, где есть специфические части (за единицу товара) и адвалорные (в процентах от стоимости единицы товара). По правилам ВТО Россия имеет право использовать подобные пошлины, но только при обеспечении эквивалентности уровня тарифной защиты (если пошлина составляет 20%, но не менее 5 евро, то эти 5 евро должны обеспечить сохранение уровня тарифной защиты в 20%, но не больше). То есть адвалорная составляющая должна быть больше или равна специфической. |
В рамках ВТО РФ имеет право применять как специфическую, так и адвалорную таможенную пошлину. Но пошлины, вне зависимости от их вида, должны быть эквивалентны с точки зрения уровня тарифной защиты. Партнеры РФ по ВТО посчитали, что в некоторых случаях РФ от этого правила эквивалентности отошла. В результате консультаций в рамках ВТО примерно по трети позиций РФ согласилась адаптировать специфическую составляющую пошлин. Вероятность разбирательства в рамках Комиссии ВТО по урегулированию споров - низкая. |
2. Запрет на импорт мяса из США и Канады |
В начале декабря 2012 года Россельхознадзор ввел требование к импортерам свинины и говядины из США и Канады представлять сертификат о том, что они не используют рактопамин. Запрет на импорт в Россию говядины, свинины, индейки и субпродуктов из США вступил в силу 11 февраля 2013 г. В ответ США заявили о разочаровании нежеланием РФ одобрить стандарты, предусмотренные международным Пищевым кодексом и допускающие использование рактопамина (кормовой добавки для увеличения мышечной массы, запрещенной в 160 странах). Начало Минсельхозом РФ работы по разработке и внедрению российской национальной системы оценки качества мяса КРС, включая разработку российского национального стандарта на мясо КРС высшей ценовой категории, позиционировалось как способ защиты потребителя от низкокачественного импорта, поскольку в противном случае качество мяса будет определяться по зарубежным стандартам – в том числе канадским и американским, которые расцениваются как недостаточно жесткие. |
И Канада, и США считают действия РФ противоречащими нормам ВТО. Вероятность разбирательства в рамках Комиссии ВТО по урегулированию споров – невысокая, США и Канада будут стремиться к двустороннему урегулированию конфликта. Выигравшей стороной от введенного запрета на ввоз мяса из США и Канады называют Бразилию, а также отечественных производителей. |
3. Запрет на импорт мяса из ЕС |
Россельхознадзор в ближайшем будущем может ввести запрет на поставку в РФ охлажденного мяса из всех стран Евросоюза. В отношении многих стран подобные запреты уже действуют. Так, с октября по ноябрь 2012 года Россия ввела запрет на ввоз крупного и мелкого рогатого скота (и связанных с ним генетических материалов) из Австрии и Финляндии, а также транзит такого крупного рогатого скота в связи с ветеринарными проблемами. С конца ноября 2012 года также временно запрещен импорт живых свиней, спермы хряков, свинины, сырья свинины и товаров из Латвии, которые не подвергаются термообработке (по крайней мере, при 70 градусах Цельсия). 20 марта 2013 года Россельхознадзор приостановил импорт живых свиней, а также крупного и мелкого рогатого скота из Евросоюза из-за вспышек в странах ЕС заболевания, вызываемого вирусом Шмалленберг, и широкого распространения другого вирусного заболевания - блютанг. Партнеры России по ВТО в ответ согласились рассмотреть вопрос о возможном повышении пошлин на импорт живых свиней до 20%. Глава Минсельхоза РФ Николай Федоров заявил, что вопрос повышения пошлин на импорт живых свиней в рамках ВТО находится на стадии переговоров и может затянуться на длительное время. С 21 декабря 2012 года Россия ввела запрет на ввоз крупного и мелкого рогатого скота из Швеции (и связанных с ним генетических материалов), а также на транзит через Россию такого крупного рогатого скота В конце января 2013 года Россия уведомила ВТО, что под запрет попадает мясо специально охлажденной свинины, говядины и птицы из Германии с 4 февраля 2013 года. Причины этого запрета не указывались, но отмечалось, что не было «надлежащего контроля ветеринарной службы Германии» в отношении такого экспорта. Эта мера получила особенно негативную реакцию в Европейском союзе, который опубликовал коммюнике, подчеркнув свое недовольство «необоснованной» и «непропорциональной» мерой. |
ЕС считает введенные запреты грубым нарушением правил ВТО. В декабре 2012 года комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт публично предупредил Россию, что Европейский союз не потерпит этих мер и будет инициировать урегулирование споров в случае необходимости. Вероятность разбирательства в рамках Комиссии ВТО по урегулированию споров – высокая. Выигрыш от запрета на импорт мяса из Европы получили российские производители мяса, по некоторым позициям – производители Латинской Америки. |
4. Введение утилизационного сбора на автотранспорт из ЕС |
Введение в начале 2013 года утилизационного сбора при импорте легковых автомобилей (20 тыс. руб.) и грузовиков и автобусов (150 тыс. руб.) вызвало резкое недовольство со стороны Евросоюза, заявившего о возможном обращении в суд ВТО. Хотя формально такие сборы не противоречат нормам ВТО и применяются во многих странах, основную критику вызвали способ взимания утилизационного сбора и его величина. После этого РФ пошла на уступки, объявив об установлении аналогичных сборов на продукцию российского производства. Еврокомиссия не стала возражать против разработанной российским правительством модели. Таким образом, автомобильный сбор сохранится. При этом Россия не обязана уведомлять ВТО об изменении размеров базовых ставок сбора и его коэффициенте. 6 февраля 2013 года Минпромторг РФ опубликовал проект постановления правительства о поддержке автопрома через госзаказ. Предполагается ограничить госзакупки машин только техникой, произведенной в России и Белоруссии. В пояснительной записке говорится, что проект постановления разработан во исполнение поручения Владимира Путина, данного в ходе совещания о поддержке российского автопрома 4 апреля 2012 года в Тольятти. |
Вероятность обращения в Комиссию по урегулированию споров ВТО – невысокая, хотя как фактор раздражения в торговых отношениях РФ и ЕС данная мера будет сохраняться. Бенефициарами данной меры считаются российские автопроизводители. |
5. Запрет использования ПЭТ-тары для пищевых продуктов в РФ |
Производители ПЭТ-тары резко выступили против положений проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», вводящего запрет на применение ПЭТ-упаковки для любых спиртных напитков. Текущая версия технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» уже допускает розлив пива в ПЭТ-тару, однако запрещает ее использование для бутилирования другого алкоголя. Однако вокруг другого регламента – «О безопасности упаковки» - возможны дальнейшие споры. В декабре 2011 года с идеей о запрете пластика выступил Казахстан, однако в настоящее время он не настаивает на этой норме (в республике существует запрет на соответствующую упаковку – как считается, с целью ограничения дешевого импорта из РФ). Категорически против ограничений выступила Белоруссия, где 80% пива фасуется именно в ПЭТ-тару (в России – 50%). Противником ПЭТ выступили Росалкогольрегулирование и Минздрав (хотя последнее ведомство признает отсутствие вреда от пластиковой упаковки). Против введения ограничений выступают Минпромторг, Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба. Между тем в январе 2013 года депутат от «Единой России» Михаил Тарасенко в обращении на имя А.Дворковича, а в феврале губернатор Вологодской области Олег Кувшинников уже в письме В.Путину попросили руководство страны ограничить использование пластиковой тары из антиалкогольных соображений. Глава компании Carlsberg Йорген Расмуссен предположил, что запрет пластиковой упаковки может отпугнуть инвесторов во всех отраслях российской промышленности. Юристы отмечают, что техрегламент с такими ограничениями не соответствует нормам ВТО, поскольку создает излишние препятствия для международной торговли. Установление ограничений ставит под сомнение цель реформы технического регулирования – устранение административных барьеров. |
Запрет на использование ПЭТ-тары для алкогольной продукции противоречит соглашению ВТО по фитосанитарным нормам, а также создает технические барьеры в торговле. Производители пива даже пригрозили существенным падением инвестиций в российскую пивную отрасль. Бенефициарами запрета являются производители крепкого алкоголя, а также компании, выпускающие стеклянную и алюминиевую тару. Росалкогольрегулирование полагает, что подобный запрет поможет снизить уровень потребления пива. Встречные меры могут оказаться суровыми. В случае запрета ПЭТ-тары для спиртного России грозит конфликт как с ВТО (консолидация европейских производителей пива наверняка окажется высокой), так и с другим участником ТС - Белоруссией. |
6. Запрет экспорта необработанной древесины |
Российские власти объявили о запрете экспорта необработанной древесины хвойных пород для компаний, имеющих задолженность по аренде леса (фактически – для большинства участников рынка). В свою очередь, Евросоюз потребовал упрощения процедуры экспорта леса в рамках ВТО. Первоначально через ВТО было достигнуто соглашение по экспорту российского леса, однако вследствие того, что процедура экспорта по более низким ценам намного сложнее, чем процедура реализации леса внутри страны, поступают сигналы о дискриминации экспортеров производителями. |
Еще в 2005-2007 годах РФ увеличила таможенную нагрузку на экспорт леса для давления на ВТО. В рамках соглашения по вступлению в ВТО России не только не было разрешено увеличение экспортных пошлин на лес до уровня 80% от таможенной стоимости, но и было поставлено условие снизить их до 15% на сосну и 13% на ель. Помимо этого, с 2014 года произойдет увеличение квот на вывоз необработанного леса. Вероятность обращения ЕС или Финляндии в Комиссию по урегулированию споров ВТО невысока – двусторонний диалог в лесной отрасли длится уже много лет. Бенефициарами заградительных мер на экспорт леса являются российские лесопереработчики и мебельщики. Кроме того, правительство в целом заинтересовано в повышении глубины переработки леса на территории РФ, в том числе и с участием иностранного капитала. |
7. Субсидирование ЕС рыбодобывающих компаний в экономической зоне Мавритании |
Россия впервые после вступления во Всемирную торговую организацию может привлечь ее для защиты своих интересов на мировом рынке. Это связано с прямым дотированием Европейским союзом своих рыбодобывающих компаний. В промысле рыбы в экономической зоне Мавритании ЕС оплачивает своим рыбакам почти 60% стоимости роялти (периодическая компенсация). В Минэкономики ждут обращения Росрыболовства, чтобы начать работу по защите торговых интересов российских компаний. Ранее Росрыболовство неоднократно заявляло о принципиальном значении присутствия российских судов в экономической зоне Мавритании и в водах Западной Африки в целом, а также о том, что суда должны работать там круглый год. |
Основания для претензий к Мавритании в рамках ВТО обнаружили специалисты Росрыболовства после завершения работы профильной российско-мавританской комиссии. Они связаны с предоставлением неравных условий российским рыбакам по сравнению с европейскими коллегами. |
8. Ограничение на использование заменителей солода в пивоварении |
Российские пивовары выступили с критикой требований законодательства, обязывающего использовать при производстве пива не более 20% заменителей солода. По версии представителей отрасли, это противоречит традициям пивоварения, нормам европейских стран и принципам ВТО, провоцируя снижения сортового разнообразия на рынке. Было предложено внести в закон новое определение пива, не противоречащее мировым практикам. |
Бенефициары запрета – российские производители солода. Вероятность инициирования разбирательства в суде ВТО – невысокая. |
9. Ожидаемый запрет на ввоз семенного картофеля из ЕС |
Россельхознадзор планировал введение запрета на ввоз картофеля из Европы с 1 апреля, однако отложил введение данной меры до 1 июня нынешнего года. В июне вступает в силу запрет на ввоз другого посадочного материала и горшечных растений. Россельхознадзор сообщил об этой инициативе еще в январе. Ведомство обосновало ее нарушением европейской стороной международных норм, предусматривающих предоставление поставщиком информации о фитосанитарном состоянии продукции, а именно о зонах, местах и участках производства на территории стран ЕС, свободных от карантинных для России объектов. В течение трех последних лет Россельхознадзором было выявлено 58 коммерческих партий картофеля с карантинными для России организмами — нематодами и картофельной молью. В то же время в ЕС уже 13 лет действуют ограничения на ввоз картофеля и саженцев из России. Некоторые эксперты считают, что ограничение на ввоз семян - политическое решение. Германия запретила ввоз российского семенного картофеля, Россия ответила тем же. |
Бенефициары запрета - российские семеноводы, которые лоббируют введение специальной программы господдержки. Вероятность урегулирования споров в суде ВТО невысока – семенной материал из Европы по ряду параметров отвечает менее жестким требованиям, чем те, что установлены в России. |
10. Введение утилизационного сбора на сельхозтехнику |
В декабре 2012 года было объявлено о введении утилизационного сбора на самоходные сельскохозяйственные и строительно-дорожные машины при их первичном выпуске в обращение на территории РФ. В числе других инициатив был запрет ввоза на территорию Таможенного союза бывших в употреблении комбайнов. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предложила ввести специальную пошлину в размере 27,5% в отношении ввозимых зерноуборочных комбайнов. По версии Минэкономразвития РФ, соглашение с ВТО предусматривает возможность применения членами специальных пошлин на основании предварительного решения о том, что имеются очевидные доказательства того, что возросший импорт нанес или угрожает нанести серьезный ущерб. Претензий от членов ВТО по решению ЕЭК к настоящему времени не поступало. |
Бенефициары введения сбора - российские сельхозмашиностроители, которые лоббируют принятие специальной программы господдержки. |
11. Квотирование допуска импортной продукции легкой промышленности в торговые сети |
Минпромторг РФ инициировал изменения в Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Среди анонсированных тем - установление обязательства торговых сетей по продаже продукции отечественной легкой промышленности. В перспективе это должно привести к тому, чтобы на полках торговых сетей присутствовало не менее 30% отечественных товаров. Кроме того, споры вызвало требование правительства РФ об использовании тканей отечественного производства при изготовлении форменной одежды для нужд федеральных органов исполнительной власти. |
Бенефициары – российские товаропроизводители. В то же время вероятно противодействие этой мере со стороны ритейлеров. |
12. Возможное введение квот на прокат зарубежной кинопродукции |
В декабре 2012 года вице-спикер Госдумы РФ Сергей Железняк внес законопроект, предусматривающий квотирование показа в кинотеатрах отечественных фильмов - 20% всех киносеансов за квартал. Депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев в начале февраля 2013 года внес законопроект, согласно которому иностранным продюсерам для съемок фильмов на территории России придется заключать договоры на совместное производство с российскими продюсерами и компаниями и 60% ролей отдавать российским актерам. По версии депутата, прокатчики должны будут отдавать иностранным лентам не более 20% общего объема показов. На начало мая известно, что правительство РФ не поддерживает идею об отмене налоговых льгот для кинотеатров на показ зарубежных фильмов, поскольку эта инициатива противоречит обязательствам перед ВТО. |
Анонсированная мера носит популистский характер и вряд ли будет законодательно реализована. Вместе с тем кинопроизводство уже пользуется значительной поддержкой государства, расширить эту поддержку в кинопрокате будет сложнее. |
13. Сохранение российской системы бездоговорного управления авторскими и смежными правами |
Минэкономразвития и Министерство культуры РФ предложили сохранить отечественную систему бездоговорного управления авторскими и смежными правами на коллективной основе в течение 3-5 лет, несмотря на присоединение России к ВТО. Альтернативной точки зрения придерживается Евразийская экономическая комиссия, предлагающая исключить возможность сбора отчислений без контрактов с правообладателями, поскольку РФ взяла на себя соответствующее обязательство в январе 2013 года. Одним из участников конфликта стал глава Российского союза правообладателей Никита Михалков, выступивший с критикой поправок ЕЭК и призвавший «не допустить ущемления права российских правообладателей». Критики Михалкова расценили действия правительства как лоббирование интересов авторских обществ – Российского союза правообладателей, Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российского авторского общества. |
В целом лобби РАО, ВОИС и РСП удалось одержать временную победу. Эксперты считают, что жалобы в орган по решению споров ВТО начнут поступать от членов этой организации уже к концу года. В прессе появлялись публикации о возможности асимметричного ответа зарубежных партнеров – через пересмотр льгот по экспорту металлов из России. |
14. Сохранение разного режима налогообложения для различных месторождений нефти |
Неодинаковые экспортные пошлины на нефть из разных месторождений расцениваются ЕС как не соответствующие нормам ВТО, однако РФ не считает это проблемой. Российский парламент в сентябре 2012 года принял закон об особых формулах расчета ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, согласно которому правительство наделяется полномочиями по установлению особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую сверхвязкую на 10 лет с момента применения пониженной ставки экспортной пошлины, но не позднее 1 января 2023 года. Ставки вывозных таможенных пошлин, рассчитанные по таким формулам, не должны превышать 10% от установленной правительством ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на соответствующий календарный месяц. Особые формулы также могут устанавливаться правительством и в отношении нефти сырой с особыми физико-химическими характеристиками, добытой на месторождениях, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пределах морского дна внутренних морских вод РФ, в пределах дна территориального моря РФ, в пределах континентального шельфа РФ. По новым правилам получить льготу по экспортной пошлине могут только месторождения, выработанные менее чем на 5% и с запасами от 10 млн т. При этом главный критерий - выход на расчетную внутреннюю норму доходности в 16,3%. При ее достижении льгота больше не применяется, т.е. ставка пошлины вырастает вдвое - до стандартных значений. |
Экспорт нефти не подпадает под прямое регулирование ВТО. В то же время в протоколе о присоединении к ВТО зафиксировано, что динамика экспортных пошлин на нефть может быть нацелена только на их снижение. Россия брала на себя обязательство не повышать экспортные пошлины на нефть, поскольку их уровень влияет на цены сырья на мировом и внутреннем рынках, поэтому любые регуляторные меры, ведущие к фактическому увеличению ставок, могут спровоцировать претензии со стороны партнеров по ВТО. |
15. Недопуск иностранных компаний к разработке российского шельфа |
В связи со вступлением России в ВТО правительство планирует радикальную либерализацию правил работы нефтегазовых концернов в Арктике. Сейчас компании с зарубежным капиталом могут участвовать в разработке шельфа только как миноритарные партнеры «Газпрома» и «Роснефти». Однако у этой меры немало противников. |
Недопуск к крупным сырьевым проектам, хотя и будет противоречить нормам ВТО, будет рассматриваться в плоскости двусторонних отношений РФ с партнерами по таким сырьевым проектам. |