Российский автопром ожидает сокращения экспорта на фоне падения внутренних продаж
«АвтоВАЗу» придётся сократить экспортные поставки своей продукции. Это связано с тем, что один из основных импортёров – Украина с 13 апреля повышает ввозную пошлину на автомобили, которая пока составляет 10 процентов. За импорт машины с бензиновыми двигателями объемом 1-1,5 литра теперь будут платить на 6,46 процента больше, с объёмом 1,5-2,2 литра – на 12,95 процента. По мнению главы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергея Целикова, на этот шаг в Киеве пошли после того, как в России ввели утилизационный сбор на иномарки в прошлом году.
Первый квартал этого года показал, что Украина занимает второе место среди стран, в которые экспортируется продукция российского автопрома, объём экспорта – 18,5 процента. Известно, что по уже заключённым контрактам с «АвтоВАЗом» в Украину должно быть поставлено в 2013 году десять тысяч автокомплектов для LADA. «Не исключено, что после введения заградительных пошлин на Украине объёмы поставок туда снизятся», - пишет «Российская газета» («РГ»).
По оценкам Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, введение новых налогов должно повысить стоимость импортных автомобилей для конечного потребителя на 7,8 процента и 15,6 процента соответственно.
Однако, как пишет «РГ» со ссылкой на Сергея Целикова, вряд ли отечественный автопром пойдет на снижение стоимости автомобиля, чтобы остаться на этом рынке в тех же объемах. Ведь рентабельность продаж сейчас довольно небольшая, и в случае снижения стоимости автомобиля приходится компенсировать ее за счет своей маржи.
«В рамках Таможенного союза, - цитирует эксперта «РГ», - наш автопром намерен сделать акцент на поставки авто в Казахстан, хотя там, конечно, спрос не такой активный, как на Украине. На третье место по объемам продаж для наших производителей можно поставить Азербайджан. Там нет запретительных пошлин. А вот узбекский рынок остается закрытым для нас. Удорожание импортной машины там даже в рамках СНГ за счет различных пошлин, акцизов и сборов в общей сумме получается 60 процентов от стоимости авто. Хотя спрос на машины есть, но по такой цене экспортировать их туда совсем невыгодно. А вот собранные у них машины поступают к нам довольно активно».
Снижение автомобильного экспорта – общемировая тенденция. По данным «АВТОСТАТа», ситуация на Европейском рынке продолжает ухудшаться. Авторынок Германии за первый квартал снизился почти на 13 процентов. Во Франции - на 15 процентов, а в Финляндии падение достигло рекордных 58 процентов. Снижение спроса ждет и Украину, и не только из-за новых пошлин, но и потому, что экономика этого государства восстановилась лишь процентов на 50 после кризиса 2008 года, отмечают эксперты.
Оценивая положение дел, сложно в серьёз воспринимать недавние заявления пресс-секретаря российского автогиганта о начале в 2013 году поставок LADA Granta в Германию, Францию, Сербию, Болгарию и страны Балтии. Вместе с тем дела «Авто ВАЗа» на внутреннем рынке ещё хуже. В феврале текущего года этот производитель продал на российском рынке 36,7 тыс. автомобилей, что на 5,7% меньше, чем в том же месяце прошлого года.
По данным РБК, на экспорт в феврале волжский автогигант отправил 6,6 тыс. автомобилей Lada, что на 95% больше, чем за аналогичный период прошлого года. С учетом экспорта февральские продажи АвтоВАЗа составили 43,3 тыс. автомобилей Lada, что на 32,7% больше, чем в январе этого года, и на 2,4% больше, чем в феврале 2011 года. По итогам первых двух месяцев этого года продажи компании на российском рынке сократились на 13,3%, до 65,7 тыс. машин.
Самой продаваемой моделью АвтоВАЗа на российском рынке в феврале стала Lada Priora с показателем 10 тыс. автомобилей, что на 12% больше, чем годом ранее. Как отмечают в аналитическом агентстве «Автостат», лидерство Lada Priora обусловлено распродажей автомобилей 2011 года выпуска, в рамках которой эта модель подешевела на 30 тыс. руб.
Второе место пока удерживает Lada Kalina, продажи которой в феврале снизились на 15,1%, до 8,2 тыс. единиц. На третье место вышел новый бюджетный седан Lada Granta, чьи продажи в феврале составили 5,6 тыс. автомобилей. Напомним, что в январе было продано лишь 1,9 тыс. машин этой модели. «Lada Granta находится в сегменте автомобилей экономкласса. В этом году планируется произвести около 140 тыс. автомобилей этой модели. У автомобиля есть все шансы стать бестселлером отечественного авторынка», — надеются на заводе. «На Lada Granta ажиотажный спрос, она до конца года будет в дефиците. Поэтому сколько выпустит АвтоВАЗ этих машин, столько и продаст. В целом в феврале АвтоВАЗ продемонстрировал нормальную динамику, уже в марте они должны будут показать рост», — рассуждает гендиректор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков.
Продажи Lada Samara упали на 22,3%, до 5,2 тыс. проданных машин. Продажи «вазовской классики» снизились на 61,9%, до 3,6 тыс. штук. Небольшой рост в 1,2% показал внедорожник Lada 4х4, их было продано 3,9 тыс. машин.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году АвтоВАЗ продал 578,3 тыс. автомобилей Lada, увеличив свои продажи на 10,6%. Серьезным подспорьем для компании стала государственная программа утилизации автомобилей, в летние месяцы с ее помощью продавалось более половины вазовских автомобилей. Однако с ее завершением ухудшились и показатели АвтоВАЗа, а с ноября 2011 года его продажи на российском рынке и вовсе показывают отрицательную динамику.