Или таможня с абсурдопереводом...
Непросто складывается диалог между бизнесом и таможней. За последние годы российский бизнес ВЭД, который зарабатывает сам и обеспечивает перечисление денег в бюджет, а не финансируется госдепом, был сначала криминальным, потом контрабандным, потом "серым", а теперь оценивается, как "маргинальный". Но почему таможня, вместо того, чтобы привести свои НПА в соответствие с законодательством, с завидным ожесточением борется с бизнесом, кусая "кормящую" полстраны руку, поскольку более 50% бюджета складывается из таможенных поступлений?«… Везде, где общественные силы способны сами поддерживать самостоятельно общеобязательные нормы, действие правительственных учреждений излишне, не нужно, а стало быть, и вредно, так как без нужды расслабляет способность нации к самостоятельности…»
(Лев Александрович Тихомиров, русский общественный деятель)
Вопли маргиналов.
"Да кого вы слушаете, он же рыжий!" - самый распространенный вариант аргументированного ответа таможенных чиновников на непростые вопросы участников ВЭД.
Вы обратили внимание, насколько меньше стало в последние годы юмора и сатиры? Мне кажется, что даже мэтр сатиры М.М.Жванецкий и тот в последнее время косится в сторону таможни. Мы любим таможню и понимаем, что таможня чудит не со зла, а от доброты своей. Ну, согласитесь...
- Господин таможенный генерал, а почему закрыли таможенный пост Пискаревский?
- Там была контрабанда.
- Что, прямо на таможенном посту?
- Нет, на СВХ была.
- А почему тогда СВХ не закрыли?
- Нет оснований.
- Так пост зачем ликвидировали, если контрабанда была на СВХ?
- Товарищи, да кого вы слушаете, он же рыжий...
Или вот:
- Господин таможенный чиновник, а почему таможенный пост Южный с СВХ «СОВАВТО» на РОСТЭКовский СВХ «Руслан» перенесли?
- СВХ «Руслан» лучше!
- Чем лучше?
- Чем СВХ «СОВАВТО»!
- Так СВХ «СОВАВТО» намного больше по площади и складам.
- Товарищи, да кого вы слушаете, он же рыжий... Все, вопрос исчерпан.
Примерно так складывается диалог между бизнесом и таможней. И может быть, было бы весело, если бы не было так грустно.
За последние годы российский бизнес ВЭД, который зарабатывает сам и обеспечивает перечисление денег в бюджет, а не финансируется госдепом, был сначала криминальным, потом контрабандным, потом "серым", потом еще каким-то, а теперь, по слухам с "Филей", причем, от источника не уровня вахтера, оценивается, как "маргинальный". Не привыкать бизнесу.
А вот как таможня выводит бизнес из мутной, криминальной, маргинальной среды. Не так однозначно, как кажется.
А если не будут брать, отключим газ!
Неплохо было бы, если бы в любом изменении начинали с себя... Оставим Концепцию переноса таможенного оформления и контроля на границу студентам таможенной академии, эксперимент интересный и, как пример неудачных экспериментов, заслуживает особого научного внимания.
С принятием Таможенного кодекса ТС, а следом и ФЗ-311 "О таможенном регулировании", практически всему таможенному администрированию потребовалось существенное, а в некоторых направлениях и кардинальное изменение законодательства. Требовалось по ТК ТС и ФЗ-311 такое изменение, то есть издание нового Порядка создания, реорганизации, закрытия, ликвидации и переноса таможенных органов. Вопрос непростой, с наскока его не решить, да тут еще Концепция все реализуется - по основным направлениям таможенные посты реорганизованы, перенесены на подконтрольные РОСТЭКу СВХ. Но ведь Порядок должен быть и правила нужны, без Порядка никак нельзя. Если сделать Порядок по закону, - поставить Концепцию под удар, а это не есть хорошо. Если сделать Порядок не по закону, то Минюст не пропустит. Как быть, как волков накормить и овец не потерять? Эврика, господа таможенные чиновники! Выход вами найден фантастический.
Порядок определения, изменения местонахождения таможенных органов утвержден приказом № 965 от 18.05.2010г. А, чтобы не рисковать, нужно просто не регистрировать его в Минюсте. Классика жанра: закон - дышло, куда повернул..., а повернул туда, куда захотел. И нельзя упрекнуть ФТС, что чиновники незаконно действуют. Приказ есть? Есть. Порядок приказом определен? Определен. Ну и что, что не зарегистрирован в Минюсте, подумаешь мелочь какая. И, хотя, Указом Президента России №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 года, определен порядок регистрации НПА в Минюсте, можно позволить себе и не регистрировать ничего... Да и где он, этот 1996-й год....Сколько воды утекло...
Необходимо отметить, что Приказ № 965, кроме того, что не зарегистрирован, еще и не содержит установленного порядка и форм учета информации, определенной в законе и необходимой для определения местонахождения таможенного органа.
Вот уже два с половиной года активно используется приказ № 965...Может, пора уже провести оценку данного приказа на наличие признаков нормативно-правового акта (НПА), и принять решение об оценке его регулирующего воздействия? Не ждать разрушающего воздействия, пока еще есть, что сохранить. Может, проявите инициативу, господа таможенные чиновники?
Вот и получается, что, как бы в борьбе с криминалом, ФТС использует не совсем законный документ. То есть, приказ как бы есть и он даже какой-то Порядок размещения таможенных органов определяет, но при этом данный приказ не был зарегистрирован в Минюсте. Остается только догадываться по каким причинам.
Вас здесь не стояло...
Непонятная все же ситуация с Порядком размещения таможенных органов. Но вариант "кручу - верчу, делаю, как хочу!", одним непонятным порядком не заканчивается. Еще более интересная ситуация с "удаленным выпуском". "Удаленный выпуск" он как бы есть, но его нет. Он есть на бумаге, четко и понятно определен приказом ФТС №845 от 22.04.2011г., в Минюсте зарегистрирован. Суть которого, если просто - подавай декларацию в любой уполномоченный таможенный орган, независимо от того, что декларант и декларируемый груз находится в разных таможенных органах. Работай - не хочу, скорее не могу, потому как есть Приказ ФТС №317 от 18.02.1010г., который в Минюсте, однако, почему-то не зарегистрирован. И он определяет полномочия таможенного органа работать с товарами. Тоже более или менее понятно, но много, очень много свободы декларанту получается, ишь, чего захотел, подавать в любой таможенный орган, а как же живое общение, например с начальником таможенного поста или даже таможни, а как же взгляд глаза в глаза? А как же воспитательный процесс, если декларант будет подавать в любой таможенный орган, как его воспитывать? - Непорядок, и тут, по уже, казалось, забытой традиции - администрировать не нормативно-правовыми актами, а письмами, ФТС издало Письмо от 28.03.2012 N 01-11/14513, которое не просто ограничивает, а делает нерабочим приказ № 845. На основании ограничений (привязок конкретных таможенных постов друг к другу) и манипулируя компетенцией, которой почему-то ФТС подменяет полномочность таможенного органа, "удаленный выпуск" становится невозможным.
С ЦЭДами еще веселее.... По задумке ФТС ЦЭД (центр электронного декларирования)- это таможенный пост, который находится в центре группы СВХ, как правило, в зоне деятельности одного таможенного органа, и даже не РТУ.
Как-то очень слабо представляются перспективы развития таможенного администрирования, быстроты и удобства прохождения таможенных формальностей, выхода России в лидеры мировых экономик при таком администрировании, при таком применении неправовых НПА, при таком "удаленном выпуске", при таких ЦЭДах, а тут еще на пятки наступает Таможенный союз, а в спину дышит ВТО.
Господа таможенные чиновники, может быть, сделаете небольшой перерыв в борьбе ВЭДомским бизнесом и попробуете привести законодательную базу в соответствие с Киотской конвенцией законодательством ТС, технологии - с современными требованиями, а там, глядишь, и бизнес выйдет из окопов и сдастся в плен, в плен закону, справедливости и безапелляционному доверию таможенным органам.
P.S. Кстати, опять же по слухам с "Филей", один из заместителей руководителя ФТС, очень интересуется НП "ПРОВЭД" , в части того, что это такое. Пользуясь случаем, сообщаю адрес сайта ПРОВЭД (www.провэд.рф), а еще можно на почту нам вопросы написать и даже позвонить. Обещаю, что получите всю информацию, какую пожелаете. А если есть необходимость кому-то рассказать о ПРОВЭД, то могу предоставить презентацию партнерства, однозначно, проще....