В четверг в Смоленске прошел круглый стол "Таможенный союз: практическое изменение", организованный Советом Федерации. Перед его началом участники познакомились с работой одного из крупнейших на территории региона логистических комплексов, а также с объектами таможенного и пограничного контроля.
Главной задачей выездного мероприятия, в котором приняли участие представители всех заинтересованных федеральных ведомств, была выработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы Таможенного союза.
Из выступлений заместителя председателя комитета Совета Федерации по международным делам Валерия Шнякина, статс-секретаря, заместителя министра транспорта РФ Сергея Аристова, члена коллегии по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимира Гошина и других участников круглого стола следовало, что механизмы Таможенного союза в ближайшее время будут развиваться и совершенствоваться за счет внедрения высоких технологий.
Создание Таможенного союза уничтожило очереди на границах и привело к сокращению штатов этого ведомства по всех трех государствах (в Беларуси - на 25 процентов, в России - на 20, в Казахстане - на десять), росту товарооборота, укреплению кооперационных связей. Однако требования к безопасности возрастают, в связи с чем заинтересованные ведомства подготовили программу развития таможенного администрирования, рассчитанную на период до 2015 года. Это документ предполагает полный и всеобъемлющий переход на электронный документооборот.
- Сведения, необходимые для получения таможенной декларации и лицензии, будут поступать в таможенный орган в одно окно, - пояснил Владимир Гошин. - Решение о выдаче лицензии, по нашему мнению, должна принимать система управления рисками, анализируя сведения о предприятии, о добросовестности его внешнеэкономической деятельности (ВЭД), опыте работы с данным видом товаров и так далее. То есть решение о выпуске товаров, по нашему мнению, должен принимать не инспектор, а компьютер. При экспорте товаров возникает немного проблем, и мы считаем, что уже на первом этапе автоматический выпуск можно распространить на 50 процентов экспорта. И человек при этом нужен только для того, чтобы формировать профиль риска.
О системе управления рисками, позволяющей оптимизировать административное внимание к участникам внешнеэкономической деятельности, говорил на круглом столе и начальник Смоленской таможни Василий Князев. В 2009 году досматривалось почти 24 процента товаров, в 2012-м этот объем сократился до 7,6 процента, что позволяет говорить о существенном снижении давления на законопослушных участников ВЭД. Это, в свою очередь, привело к заметному сокращению времени, которое проводят грузы на складах временного хранения: если в 2011 году оно составляло около 40 часов, то сейчас - чуть более 13 часов, и 75 процентов грузов проходят таможенное оформление за один день.
Далеко не все пограничные механизмы пока работают слаженно, в оптимальном режиме. Так, например, участники круглого стола подвергли критике размещение территориального органа Россельхознадзора, отвечающего на ветеринарный и фитосанитарный контроль на границе, в Брянской области, притом что грузопоток по территории Смоленской области куда больше. В настоящее время администрация Смоленской области обратилась с ходатайством о создании регионального управления этого ведомства, поскольку существующее положение дел негативно влияет на эффективность ВЭД.
- Я всегда говорю, что таможенники защищают Родину, но защищать ее нужно так, чтобы не страдали интересы участников внешнеэкономической деятельности, - заявил Сергей Аристов. - Грузовой автомобиль, который простоял пять-шесть дней, увеличивает расходы на транспортировку груза примерно на 20-25 процентов. В конечном итоге эти убытки ложатся на плечи потребителей, на плечи простого покупателя. С созданием Таможенного союза, с началом формирования единого экономического пространства процесс оптимизации таможенных барьеров резко ускорился, идет активная гармонизация транспортного законодательства. Что касается транспортного контроля, то в соответствии с международными соглашениями он перенесен из Смоленской области на внешнюю границу Республики Беларусь, но осуществляется пока недостаточно четко. С начала года в России проконтролировано 173 тысячи транспортных средств, выявлено больше 57 тысяч нарушений. Таким образом, каждая третья машина въехала в Россию с тем или иным нарушением - это и нарушения режима труда и отдыха, весовых требований и даже отсутствие разрешений на поездку! Если больше двух машин прошли к нам с территории Беларуси без разрешения на поездку, значит, транспортный контроль пока проводится не на должном уровне.
Выездной круглый стол Совета Федерации продолжится в пятницу на территории Республики Беларусь.