Обзор Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 №79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства».
29.11.2013 на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда опубликовано Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.11.2013 №79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС). Многие участники ВЭД, таможенные представители и юристы, специализирующиеся на спорах с таможенными органами, с марта месяца нынешнего года ожидали появления указанного документа, чтобы он прояснил ситуацию по вопросам, поднимаемым в судебных спорах с таможенными органами. Попробуем рассмотреть те моменты, которые включил в себя указанный документ, с точки зрения участника ВЭД.
Если раньше арбитражные суды выносили свои решения по отдельным вопросам таможенного законодательства исключительно по своему внутреннему убеждению и пониманию действующих норм закона, то нынешний подход Высшего Арбитражного Суда обобщает сложившуюся судебную практику по ряду спорных вопросов и дает возможность участникам процесса оперировать нормами права, истолкованными Высшим Арбитражным Судом, и кроме того, должен подвигнуть таможенные органы систематизировать свою работу, исходя из норм закона.
Условно Постановление Пленума ВАС можно разделить на две части. Первая часть посвящена спорам о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей и налогов, вторая часть касается рассмотрения судами дел об административных правонарушениях. В настоящем материале мы осветим первую из этих двух частей.
Споры по требованиям о возврате (зачете) излишне уплаченных денежных средств.
Требования о возврате (зачете) излишне уплаченных денежных средств должны быть рассмотрены судами по существу независимо от того, оспаривалось ли решение таможенного органа, влияющее на исчисление таможенных платежей, или было принято решение о возращении заявления о возврате излишне уплаченных платежей без рассмотрения. Иными словами, арбитражный суд в спорах о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей обязан дать оценку решениям таможенных органов, которые повлияли на доначисление таможенных платежей (решений о корректировке таможенной стоимости и классификации товаров, решений о невозможности применения преференциального режима и т.п.). И только после правовой оценки таких решений таможенных органов суд должен принять решение о законности или незаконности требования об уплате таможенных платежей.
При этом Высший Арбитражный Суд четко говорит, что подаче заявления в суд обязательно должно предшествовать соблюдение административной процедуры: подача заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей согласно статьям 147 и 149 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В противном случае такие заявления участников ВЭД подлежат оставлению без рассмотрения на основании статьи 148 АПК РФ.
Касательно споров о взыскании с таможенных органов процентов за несвоевременный возврат сумм излишне уплаченных таможенных платежей Высший Арбитражный Суд однозначно высказался о том, что такой возврат должен производиться таможенными органами в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. Приостановление указанного срока не допускается. Данное положение сводит на нет все объяснения таможенного органа о причинах пропуска такого срока. Суды больше не должны принимать такие объяснения ко вниманию, а таможенные органы должны учесть это в своей дальнейшей работе по рассмотрению заявлений граждан о возврате излишне уплаченных денежных средств.
Кроме того, Высший Арбитражный Суд указал участникам ВЭД на то, что выставление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей по истечению установленного десятидневного срока не препятствует взысканию таможенных платежей в принудительном порядке и не влечет признание такого требования незаконным. Такое требование является законным, если оно выставлено в пределах трехлетнего срока, установленного Законом о таможенном регулировании.
При этом, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, требование об уплате таможенных платежей в переделах трехлетнего срока может быть выставлено в адрес декларанта и иного заинтересованного лица. Таким образом, исключается возможность расширительной трактовки пункта 6 статьи 60 Закона о таможенном регулировании, которая, как считали многие участники ВЭД, ограничивала солидарную ответственность таможенного представителя с декларантом по уплате таможенных платежей моментом декларирования товара и их выпуска.
Принципиальным моментом также является то, что Высший Арбитражный Суд в Постановлении однозначно высказался по поводу возврата таможенными органами налога на добавленную стоимость (НДС), уплаченного при ввозе товаров на территорию Таможенного Союза. Поскольку такой налог, согласно действующему таможенному законодательству, входит в состав таможенных платежей, то его возврат производится по общим правилам статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
В следующем материале мы расскажем о положениях Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.11.2013 №79, касающихся споров по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Главой 16 КоАП РФ.