В Петербурге Минтранс, отраслевые компании и чиновники из 20-ти регионов страны «сверили часы» относительно реализации важнейшего экономического документа - Транспортной стратегии РФ до 2030 года. Ключевыми темами стали транспортно-логистическое развитие Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сливающихся в единую агломерацию, механизм государственно-частного партнёрства вообще и «Платон» в частности.
Грандиозные преобразования
«Руководство страны уделяет особое внимание развитию Петербургского транспортного узла – это один из ключевых пунктов стратегии развития транспортной инфраструктуры в России - сказал Максим Соколов, министр транспорта РФ, - именно здесь произошли одни из самых грандиозных преобразований за последнюю пятилетку, регион изменился до неузнаваемости: построены новые терминалы в Усть-Луге, создан с нуля частный порт «Бронка», построен пассажирский терминал в аэропорту Пулково, на 2018 год запланировано открытие нового участка платной магистрали М-11, успешно функционирует скорый поезд «Сапсан», завершается строительство центрального участка платной магистрали Западный скоростной диаметр».
Максим Соколов отметил, что у Минтранса есть новые идеи по развитию Петербургского транспортного узла, в том числе через механизм государственно-частного партнёрства.
«Да, консультации (по новым концессионным проектам и проектам ГЧП – авт.) как на Северо-Западе, так и в целом по стране ведутся, но мы не раскрываем информацию о наших клиентах, - говорит Юрий Халимовский из группы юридических услуг для инфраструктурных проектов компании «Ernst&Young», - экономическая ситуация непростая, поэтому инвесторы скрупулезно разбирают риски, связанные с подорожанием и окупаемостью».
Воздушный диссонанс
У Петербурга и Ленобласти есть общая стратегия развития транспортных мощностей до 2030 года. Так вот, согласно документу, активная фаза строительства новой автодорожной, портовой, железнодорожной, аэропортовой и терминально-складской инфраструктуры начнётся не раньше 2021 года.
Согласно документу, к 2030 году в «Пулково» на земельном пятне в зоне «Предпортовая-3» откроют грузовой терминал мощностью 60 тыс. тонн. Что касается пассажирских авиаперевозок, то оператор «Пулково», ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» обещает сформировать пул лоукостеров и авиакомпаний, осуществляющих региональные перевозки и после одобрения всеми отраслевыми ведомствами ввести 72-часовой безвизовый режим для иностранных граждан, прибывающих в Санкт-Петербург.
До конца 2030 года в макрорегионе должен заработать первый в России специализированный грузовой аэропорт «Усть-Луга». Создание такого объекта «в районе расположения морского порта Усть-Луга, крупного железно-дорожного узла и федеральной автодороги М-11 является логичным продолжением образования полноценного транспортного хаба на западной границе России», – отметили в компании ОАО «Компания Усть-Луга».
Вся разрешительная документация на проект собрана три года назад, авиапорт давно бы начал строиться, и открылся бы для первых грузопотоков уже к 2020 году. Однако пока проект заморожен, не раскрывается даже проектная мощность аэропорта. Мешают обязательства региональных властей перед ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», который управляет «Пулково».
Речь идёт о соглашении об авиационной деятельности, заключённом в 2009 году между правительством Петербурга и Ленинградской области в интересах оператора Пулково, суть которого: гарантия властей не строить вплоть до 2040 года новых аэропортов-конкурентов петербургской гавани.
Сейчас межрегиональное соглашение в интересах пулковского оператора приостановлено Ленинградской областью в одностороннем порядке. Причина: намерение построить новый гражданский аэропорт на месте бывшего военного аэродрома Сиверский в Гатчинском районе области, который также включён в Стратегию-2030 макрорегиона.
«Пассажирский порт (авиационный – авт.) в Ленобласти может быть построен, но он не будет обслуживать международные рейсы и прямые рейсы на Москву, мы должны учитывать интересы инвесторов терминала в «Пулково», - сказал Максим Соколов, комментируя решение Александра Дрозденко о выходе из соглашения об авиационной деятельности. К слову сказать, губернатор Ленинградской области изначально заявлял о намерении развивать в Гатчине именно малую авиацию.
Частный капитал – в партнёры
Большая часть инфраструктурных проектов макрорегиона, перечисленных Максимом Соколовым, стартовала благодаря механизму государственно-частного партнёрства (ГЧП) и применению закона о концессионных соглашениях. Впервые ГЧП опробовали именно в Петербурге.
Исключением стал порт ММПК «Бронка»: ХК «Форум» вложил собственные средства в проект типа greenfeild. Известно, что в период с 2020 -2025 годы порт «Бронка» должен получить железно-дорожные подходы для пропуска и переработки перспективного вагонопотока объёмом до 8 млн тонн в год. Сейчас РЖД на деньги собственника ММПК «Бронка» проектирует реконструкцию существующих станций и перегонов на участке Рыбацкое-Купчинская-Среднерогатская-Предпортовая-Лигово-Ораниенбаум-Бронка.
По данным Минэкономразвития, сегодня в России на различных стадиях реализации 873 инфраструктурных проекта общим объёмом частных инвестиций 640,3 млрд рублей. Сумма кажется впечатляющей, но на самом деле отношение объёма частных вложений к номинальному ВВП России составляет менее 1%, а норма, свидетельствующая об интересе инвесторов к экономике страны, составляет не менее 4-5%.
Петербургский транспортный узел – второй после системы Московского региона по количеству заключенных концессий и проектов ГЧП. В трёх ключевых проектах Северо-Запада по созданию инфраструктуры скоростного и высокоскоростного движения на помощь федеральному и региональному бюджетам придёт частный капитал.
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург (М-11) на участке км 58- км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 7 этап (км 543- км 646) и 8 этап (км 646- км 684) стоит 76,8 млрд рублей, инвестиции концессионера ООО «Магистраль двух столиц» составили 19,2 млрд рублей. М-11 свяжет центральную часть России с Санкт-Петербургом и морскими портами Балтийского моря.
По схеме ГЧП будет построена автодорога между петербургской кольцевой и трассой Санкт-Петербург – Матокса в створе Пискарёвского проспекта (инвестор – компания ЦДС), Восточный скоростной диаметр с мостом через Неву вдоль Финляндского железнодорожного моста в створе улиц Фаянсовая-Зольная (проект стоимостью 118 млрд рублей соединит южный участок ЗСД и восточное полукольцо КАД, возможен иностранный инвестор).
«Платон» в помощь
Подъезд кольцевой автодороги А-118 до трассы А-180 «Нарва» в Ленинградской области также будет строиться через ГЧП.
Дело в том, что «Нарва» остаётся единственной дорогой региона не соединённой с КАД и это приведёт к транспортному коллапсу на южных подступах к Петербургу в недалёком будущем: к 2030 году численность населения Ломоносовского района Ленобласти вырастет в 2 раза, до 135,6 тыс. человек. Чтобы коллапса не случилось, решено соединить дороги А-118 и А-180, такой проект стоит 6,2 млрд рублей, интерес к нему высказал банк ВТБ. Этот проект в следующем году будет заявлен на софинансирование из фонда, накопленного системой «Платон». Это возможно благодаря постановлению Правительства РФ от 20 апреля 2016 года, утверждающего правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов на региональные дорожные программы, включая проекты ГЧП.
Более того, с помощью «Платона» 12 декабря 2016 года стартует первый и пока единственный на весь Дальневосточный федеральный округ проект в транспортной сфере – автомобильный обход города Хабаровск км 13- км 42. Инвестор - консорциум ГСК «ВИС» и Газпромбанка — Региональная концессионная компания (25% в РКК принадлежит Газпромбанку и 75% — группе ВИС).
«На проект через фонд «Платона» мы получим дополнительно 18 млрд рублей на 2017-2019 годы. В 2031 году заканчивается работа концессионера, дорога окупит его вложения и перейдёт в собственность Хабаровского края, то есть через 12 лет обход Хабаровска будет приносить дополнительно 2 млрд рублей в год в краевой дорожный фонд», - сказал Владимир Быченко, советник губернатора Хабаровского края.
Скоро у системы «Платон» появится возможность увеличить объём дорожного фонда в разы, утверждает министр Соколов.
«Система «Платон» доказала свою эффективность и выполнила поставленные задачи даже с учётом льготного тарифа, - сказал Максим Соколов, - мы подошли к периоду, когда надо принимать решение, чтобы модель системы "Платон" заработала в полном объёме. Это не только фискальная нагрузка и оплата за пройденные километры, это настройка транслогистики, транспортной системы нашей страны, в том числе обоснованные, и эффективное распределение потоков по другим артериям, включая железные дороги и внутренние водные пути».
По словам чиновника, цели, которые поставил перед собою «Платон» и финансовые показатели, которые бы мотивировали логистические компании, грузоотправителей, перевозчиков использовать именно самые оптимальные для этого транспортные артерии должны быть в конечном счёте реализованы.
«Вы никогда не обращали внимания, что рост цен на бензин в два, а то и в три рубля не вызывает такой ожесточённой реакции перевозчиков, как система «Платон», - прокомментировал один из чиновников Минтранса слова своего шефа, - всё дело в том, что «Платон» позволяет чётко отследить грузопоток товаров и при дальнейшем своём развитии эта система сделает нелегальный оборот продукции трудно выполнимой задачей».
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД