Польский парламент обсуждает восстановление водного пути E-40, соединяющего Балтийское и Черное моря...
Более 100 политиков, высокопоставленных чиновников, дипломатов и экспертов из Беларуси, Польши и Украины приняли участие в конференции по восстановлению водного маршрута E-40, связывающего Балтийское и Черное моря. Участники обратились к польским властям с призывом поддержать инициативу восстановления водного пути.
Конференция была организована в парламенте в рамках финансируемого ЕС проекта «Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла: от стратегии к планированию», осуществляемого по Программе приграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина, - сообщает информационный центр ЕС.
Водный путь E-40 включает в себя четыре реки: Вислу, Буг, Припять и Днепр. Его общая длина составляет более 2000 км, но его польский участок по Бугу между Варшавой и Брестом не судоходен. Его восстановление открыло бы польскому бизнесу новый, быстрый и экономичный торговый путь.
По мнению польских экспертов, перевозка грузов по водному пути E-40 займет на 21 день меньше, чем по другим маршрутам, почти на треть сократит затраты на топливо и поможет снизить нагрузку на морские порты Гданьск и Гдыня.
Однако экологи предупреждают, что участок от Варшавы до Бреста проходит по территории двух национальных парков, а для поддержания в Висле уровня воды, достаточного для транспортировки тяжелых грузов, потребуется строительство дополнительных плотин и каскадов, а это при неправильных расчетах может лишь усугубить ситуацию с частыми наводнениями, источником которых становится главная польская река. В то же время, внутренний водный транспорт остается одним из самых экологичных. В расчете на один тоннокилометр объем выбросов СО2 от него в 1,5 раза меньше, чем от железнодорожного, и в 5 раз меньше, чем от грузового автомобильного.
Что касается Беларуси и Украины, то благодаря возобновлению судоходства на всей протяженности водной магистрали их производители получат дополнительный выход к портам Балтийского моря. Кроме того, эти страны смогут рассчитывать на рост транзитных перевозок, а также приток туристов.
Участники конференции приняли итоговую декларацию, в которой заявили о готовности более интенсивно работать над восстановлением водного пути и наладить взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами.
В течение года декларацию подкрепит подробнейшее технико-экономическое обоснование восстановления водного пути E-40. Оно будет разрабатываться после проведения международного тендера и под контролем специальной трансграничной комиссии, куда войдут белорусские, польские и украинские эксперты.
Проект финансируется в рамках Программы ПГС Польша-Беларусь-Украина, цель которой обеспечить поддержку трансграничных процессов развития на основе повышения конкурентоспособности приграничного пространства, улучшение качества жизни и расширение контактов между людьми.