Падение курса рубля по отношению к мировым валютам может повлечь за собой изменения объемов экспортно-импортных потоков в России. И если с падением импорта многие уже смирились или видят его незначительным, то экспорт в новых условиях может даже показать рост на 10-15%.
В части прогнозов относительно изменения импортно-экспортных потоков участники рынка демонстрируют две разные точки зрения. Как пишет газета "Коммерсант", высказываются мнения, что снижение импорта может составить до 20-25% в течение текущего года, но из-за того что Россия закупает множество импортных продуктов, объемы их поставок останутся стабильными. Расхождение во мнениях объясняется неопределенностью политической ситуации, а также сложностью структуры импортного потока. Как и прежде, способность компаний гибко подстраиваться под рыночную конъюнктуру становится основой выживания в новых условиях. Время простых решений в логистике проходит, рынок требует более сложного и комплексного подхода, клиенты хотят получать весь комплекс услуг у одного оператора.
"Причин для значительного роста импорта нет, - считает Руслан Кисс, генеральный директор ЗАО "Русский логистический провайдер". Но все же в 2014 году его поток останется на уровне 2013 года, так как сейчас происходит перераспределение географии поставок товаров в страну. Этому способствуют крепкие связи с Китаем, Индией и странами Юго-Восточной Азии".
Что же касается экспорта, то его объем во многом будет зависеть от санкций, которые Запад, возможно, применит в связи с ситуацией на Украине. Не последнюю роль здесь сыграет и курс рубля, - его падение обычно поддерживает экспортный поток, а сужение импорта компенсируется ростом экспортных операций. "Если регулирование курса рубля ЦБР продолжится, то экспорт по итогам года вырастет на 10-15%",— отмечает Руслан Кисс. Влияние умеренной девальвации на экономику в целом может привести к росту доходов от экспортных операций (в том числе поступлений в бюджет) и укреплению конкурентоспособности отдельных компаний. В первую очередь такие процессы могут наблюдаться в тех секторах, где потребительские качества выпускаемой продукции сопоставимы с импортными аналогами, а эластичность спроса по цене достаточно высокая.
Генеральный директор ЗАО "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс также указал на то, что институт таможенных представителей в нынешнем качестве не соответствует уровню развития международной логистики, не справляется со своими функциями и зачастую становится барьером или тормозом для развития технологий. "Такие компании должны меняться и выходить на более высокий уровень сотрудничества, например в качестве оператора международной цепи поставки".