После нашумевшего инцидента в чикагском аэропорту O’Hare прошло три недели, но общественные страсти не утихают. Рядовые граждане требуют беспощадно наказать виновных. А американские издания и телеканалы обсуждают юридические, а также финансовые стороны вопроса и тоже требуют крови. Однако, судя по последним данным, виновнице скандала авиакомпании United удастся отделаться незначительным испугом.
Четвертый лишний
Напомним подробности этой душераздирающей истории, которую буквально по минутам воспроизводят деловой портал Business Insider и другие СМИ. Самолет, выполнявший рейс 3411 из Чикаго в Луисвилл, штат Кентукки, уже готовился к взлету, когда оказалось, что на борту четыре лишних пассажира. По первоначальной версии, на рейс было продано больше билетов, чем мест в самолете. В Америке подобное случается сплошь и рядом из-за перекрестного бронирования с участием нескольких авиакомпаний. Но впоследствии оказалось, что причина несколько иная. United было необходимо отправить этим рейсом резервный экипаж, которому предстояло выполнить рейс из Луисвилла.
Сначала бортпроводники попытались найти добровольцев, согласных вылететь следующим рейсом. Взамен им были предложены по $400 и оплаченные номера в гостинице. Желающих найти не удалось. Авиакомпания удвоила сумму компенсации, но опять безрезультатно. Тогда устроили жеребьевку. Три пассажира из четырех, назначенных «лишними», безропотно покинули салон. А четвертый наотрез отказался подчиниться.
69-летний доктор Дэвид Дао оперировал простыми аргументами. Ему срочно требуется вернуться домой к своим пациентам. Он, дескать, заплатил деньги, чтобы попасть на этот рейс и не согласен оставить самолет. На помощь были вызваны сотрудники службы безопасности, чтобы силой вывести смутьяна.
У щуплого и пожилого доктора практически не было шансов в противоборстве с тремя дюжими охранниками. Но он сопротивлялся до последнего. В какой-то момент у одного из служащих United не выдержали нервы. Рассвирепев, он сильно толкнул господина Дао. При падении несчастный пассажир ударился лицом о подлокотник кресла. Результатом стали сотрясение мозга, сломанный нос, два выбитых зуба и множество ушибов. Как заявил позднее адвокат пострадавшего, его клиенту потребуется хирургическая операция и, разумеется, дорогостоящие услуги стоматологов.
Несмотря на протесты других пассажиров, окровавленного Дэвида Дао волоком протащили по салону и в буквальном смысле выбросили за борт. Кто-то снял все происходящее на видео. Кадры избиения беззащитного пассажира попали в социальные сети, облетели весь мир и до сегодняшнего дня не сходят с экранов телевизоров. Если бы в United заранее знали, какой поднимется шум, они купили бы своим сотрудникам по «Порше» для поездки в Луисвилл, ядовито пишет Forbes.
Монополист всегда выходит победителем
Отличившихся сотрудников охраны пока отстранили от работы. В перспективе их могут ожидать судебные иски и даже уголовное преследование. Оскар Муньос, главный исполнительный директор United, принес публичные извинения от имени компании. Он, кстати, тоже оказался пострадавшим. Объявлено, что Муньос лишится бонусов и должности председателя совета директоров, на которую должен был вступить в будущем году. United поспешила также заявить, что пересмотрит алгоритмы действий персонала в подобных ситуациях, чтобы исключить повторение случившегося.
Все это было ожидаемо. Неожиданным для многих оказалось поведение фондового рынка. В ответ на разразившийся скандал акции United сначала рухнули на целых 5%, уменьшив рыночную капитализацию компании почти на миллиард долларов. Крупнейший акционер и один из богатейших людей мира Уоррен Баффет в одночасье стал беднее на $90 млн. Но вскоре котировки столь же стремительно отыграли все падение.
Причины прагматизма, победившего на биржах, анализирует The Washington Post. Объяснения газеты сводятся к монопольному положению United на рынке воздушных перевозок. В результате продолжительной консолидации в Америке остались всего четыре авиакомпании национального масштаба. Доминирующее положение на поделенном между ними рынке дает возможность не только рассматривать клиентов в качестве безропотного груза, но и беспрепятственно диктовать ценовую политику. Отсюда баснословные прибыли монополистов на протяжении последних лет. Все это стало бы невозможным в условиях настоящей конкуренции, подчеркивает газета.
Заметим от себя, что перелеты из США в Европу или Азию часто обходятся значительно дешевле, чем воздушное путешествие внутри Соединенных Штатов. Разгадка этого парадокса лежит на поверхности. На международных направлениях американские воздушные гиганты вынуждены конкурировать с иностранными компаниями.
Мистер Дао намерен подать на United в суд. Тем временем бульварная пресса выплескивает компромат на самого потерпевшего. Особенно преуспела британская The Daily Mail, сообщившая о криминальном прошлом доктора Дао.
Подробности подобного рода наверняка всплывут на процессе. И все же, по мнению юристов, у будущего иска весьма хорошие судебные перспективы. Пассажиру, считают знатоки гражданского права, удастся отсудить не меньше миллиона долларов. «Но что значит эта сумма по сравнению с $2,3 млрд прибыли, полученной компанией в прошлом году, и $36 млрд выручки?» − задает риторический вопрос The Washington Post.
Показательно, что даже призыв к бойкоту, опубликованный влиятельной The Wall Street Journal, остался без ответа со стороны корпоративной Америки. Пока единственное место, где могут пострадать деловые интересы United, это Азиатский континент. Первоначально господина Дао объявили выходцем из Китая. И это вызвало шквал возмущения в китайском сегменте интернета. Потом стало известно, что пострадавший по происхождению вьетнамец. Но запоздавшее уточнение не охладило страсти. И не ослабило волну обвинений в адрес авиакомпании в расовой дискриминации.
Остается добавить, что на сегодняшний день United – крупнейший американский перевозчик на азиатском направлении. Компания, в частности, выполняет регулярные рейсы в крупнейшие китайские мегаполисы из Чикаго, Лос-Анджелеса, Ньюарка, Сан-Франциско и Вашингтона.
Извинения в карман не положишь
Пока поспешные обещания исправить ситуацию так и остаются обещаниями. Буквально через неделю после печального инцидента в аэропорту O’Hare похожий случай произошел в Хьюстоне, пишет британская The Independent, тоже следящая за развитием событий. С рейса ссадили молодую пару, которая спешила на собственное бракосочетание в Коста-Рику. Зайдя в полупустой салон, молодожены застали на своих местах спящего мужчину. Тогда они заняли свободные кресла поблизости. Но те предназначались для пассажиров с более высоким классом обслуживания. Это стало достаточным основанием для агента службы безопасности, чтобы выдворить пассажиров из самолета.
На днях пострадавшей оказалась молодая женщина с двумя маленькими детьми, а фигурантом нового ЧП – компания American Airlines. Подробности, опираясь на рассказ очевидцев, сообщает The New York Post. Бортпроводник пытался силой забрать детскую коляску и при этом ударил пассажирку. Лишь чудом не пострадал ребенок. Сотрудники компании затем вступили в конфликт с пассажиром, вступившимся за женщину. В итоге мать с двумя детьми высадили из самолета. Все произошедшее тоже оказалось снято на видео и попало в социальные сети.
Стоит признать, что American Airlines, напуганная печальным опытом коллег из United, действовала весьма оперативно и на дала скандалу разгореться. Провинившегося бортпроводника незамедлительно уволили. А пассажирку разместили в первом классе на ближайший рейс.
И даже в Канаде, которую, как пишет The Independent, иногда называют «более цивилизованным соседом» Соединенных Штатов, случается подобное. Недавно с рейса главного национального перевозчика Air Canada сняли 10-летнего мальчугана, который должен был вылететь на отдых вместе с родителями с канадского острова Принца Эдуарда. В итоге семье пришлось добираться до места назначения кружными путями.
Естественно, что впоследствии семейству были принесены извинения. Но как философски замечает газета, «sorry doesn’t fix it». То есть: извинения не исправят случившегося.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!