В Санкт-Петербурге может практически полностью исчезнуть наружная реклама. Согласно проекту, опубликованному на сайте администрации города, количество рекламных конструкций может быть сокращено до 532 штук, тогда как изначально планировалось оставить более 9 тысяч конструкций. Из-за этого город потеряет миллиарды рублей, а рынок наружной рекламы будет уничтожен, отметили эксперты на пресс-конференции в Северной столице.
ГОСТ не закон
По словам председателя Комитета по рекламе Санкт-Петербургской ТПП Кирилла Опарина, на рынке наружной рекламы города «критическая ситуация». В октябре текущего года на сайте администрации был опубликован проект, согласно которому в городе может остаться всего 532 рекламные конструкции, при этом количество сетевых рекламных конструкций составит всего 180 штук, остальное составят афишные стенды, тогда как ранее предполагалось установить более 9 тысяч конструкций наружной рекламы. Таким образом, новый проект предусматривает сокращение наружной рекламы в городе на 95%. «Это приведет к полному уничтожению рекламного рынка Петербурга», - сказал Кирилл Опарин на пресс-конференции.
- Фото: Председатель Комитета по рекламе Санкт-Петербургской ТПП Кирилл Опарин, ПРОВЭД
По ГОСТу, который был принят 11 лет назад, более 90% рекламных конструкций, установленных в России, не соответствуют нормам. Но, по словам участников пресс-конференции, никто в стране не работает по этому ГОСТу. Во-первых, потому что он носит рекомендательный характер: он не был зарегистрирован в Минюсте и не был опубликован как нормативный акт, а потому, с правовой точки зрения, нет оснований считать его обязательным к применению. Во-вторых, в ГОСТе много необоснованных требований. «Если выполнять требования ГОСТа, ни одни город не получит ни копейки в бюджет, а наружная реклама перестанет существовать», - отмечает Кирилл Опарин.
Тем не менее, чиновники думают иначе. «В настоящее время люди в Комитете по печати берут полузакон и на основании него планируют демонтировать весь рынок. К концу февраля должен быть выведен новый технологический регламент: почему комитет не может подождать четыре месяцев и действовать в правовом поле? Для чего проводить демонтаж на отсутствующем правовом поле?», - спрашивает генеральный директор ЗАО «Корпорация Руан» Вячеслав Ананских.
- Фото: Генеральный директор ЗАО «Корпорация Руан» Вячеслав Ананских, ПРОВЭД
Город теряет деньги
Реальные и потенциальные поступления в бюджет от рекламы исчисляются миллиардами. «Сейчас поступления в городской бюджет, по нашим оценкам, составляют 2-3 миллиарда рублей в год. Мероприятия, связанные с аукционными торгами, не состоялись: стартовая цена лотов должна была составить 9 миллиардов лотов, эта цена должна была вырасти в 2 раза, и поступления в бюджет составили бы 18-20 миллиардов рублей. В условиях стагнации городской экономики такими цифры кажутся немаловажными», - рассказывает председатель Совета директоров ЗАО «Реклама центр» Евгений Гуревич.
И это еще не все потери. Согласно новому проекту, должно быть демонтировано 1700 павильонов ожидания городского транспорта, которые были установлены на инвестиционной основе компаниями-операторами наружной рекламы. Новые социальные автобусные остановки город должен установить за свой счет. «С одной стороны, это нагрузка на бюджет, с другой стороны, чем отличается павильон с рекламой от обычного социального павильона – в чем угроза безопасности жизни и здоровью граждан?», - спрашивает Евгений Гуревич.
- Фото: Председатель Совета директоров ЗАО «Реклама центр» Евгений Гуревич, ПРОВЭД
Более того, много денег уйдет и на ликвидацию рекламных установок: 40 миллионов рублей – в этом году и 100 - в следующем. Эти расходы, конечно, могут быть компенсированы за счет компаний, которые их установили, но при таком раскладе многие обанкротятся, и деньги в итоге будут брать из бюджета. По словам экспертов, это неразумные траты.
Пока не время
По словам депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Константина Сухенко, городу не стоит торопиться с переменами в сфере наружной рекламы, и, тем более, в период стагнации экономики. С точки зрения налоговых поступлений, сумма убытка может составить около одного миллиарда рублей. «При дефиците бюджета в 50 миллиардов рублей (а эта сумма еще может быть пересчитана) я бы не бросался даже одним миллиардом, не говоря о больших суммах. Не нужно спешить, надо дать время на обсуждение данного вопроса. Бежать впереди Москвы нам не пристало: пока там не начали срезать рекламу, и нам не стоит», - отметил он.
- Фото: Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Константин Сухенко
Еще один момент, на котором заострили внимание участники пресс-конференции. Если Петербург будет работать по ГОСТу, то появится недобросовестная конкуренция: в других же города России компании окажутся в более выгодной ситуации. Если же новые правила будут действовать по всей стране, тот тут возникает другая проблема. «Если в Петербурге примут ГОСТ, то и во всех субъектах РФ, где были проведены торги, придется проводить демонтаж рекламы, компенсированы убытки и так далее», - говорит Евгений Гуревич.
Нелегальная реклама
«Ничего не известно про исследования, которые бы свидетельствовали о том, что реклама влияет на безопасность на дороге, - отмечает Кирилл Опарин. - В рейтинге факторов, потенциально влияющих на аварийность, наружная реклама оказалась на одном из последних мест». Так, к примеру, исследование 2007 года показало, что «по продолжительности взгляда водителя наружная реклама находится на десятом месте после зданий, кустов, деревьев, пешеходов, неба и внутренней обстановки автомобиля».
При этом с запретом легальной рекламы придет нелегальная – и тогда вопрос безопасности станет актуальным. «Если законная реклама будет убрана, то в городе начет активно распространиться незаконная наружная реклама, и, соответственно, возрастут расходы на борьбу с ней. Ее будут размещать не те люди, которые имеют квалификацию, а временщики, которые хотят сорвать куш. Внешний вид города будет захламлен незаконной рекламой. И тогда уже появятся опасения насчет того, что это может угрожать здоровью и жизни граждан, при этой найти ответственных будет почти невозможно, - говорит Евгений Гуревич.
Решить проблему с рекламой необходимо как можно скорее, потому что сегодня, по словам Кирилла Опарина, рекламщики «чувствуют себя нелегалами». Эксперты видят два выхода из этой ситуации: первый вариант – необходимо провести аукционные торги по старым правилам, второй - взять цивилизованную паузу, чтобы урегулировать вопрос, а потом проводить торги уже по принятым условиям. Работать же по тем правилам, которые сейчас предлагает город, невозможно. «Операторов наружной рекламы эти места (532 места – прим. ред.) интересовать не будут. Чтобы заметили, нужно около 80 рекламных носителей, - отмечает Кирилл Опарин, добавив, что 9-10 тысяч конструкций в городе было бы оптимальным числом.