Интеграция как способ хеджировать риски
Интеграционные процессы в рамках проекта Евразийского экономического союза Белоруссии, Казахстана и России находят поддержку у жителей будущего межгосударственного образования, однако требуют серьезных согласований на уровне бюрократических процедур. К такому выводу пришли участники круглого стола «Евразийский союз накануне старта», в ходе которого ВЦИОМ представил результаты опроса среди россиян о том, какие государства на территории постсоветского пространства они считают наиболее успешными. Лидером стала республика Белоруссия, набравшая 66 % из 1 тыс. 600 опрошенных респондентов. На втором месте, как считает 45% участников исследования, находится республика Казахстан. «Тройку» лидеров оставила Украина: если в 2013 г. ее считали успешной 21% участников опроса, то в нынешнем – лишь 2% из них. С большим отрывом сейчас на третьей позиции находится Азербайджан (10%), а каждый десятый назвал Армению (9%). Далее следуют Киргизия, Грузия, Молдавия (по 5%), Туркмения (4%), Узбекистан (3%), Таджикистан (2%).
Оценки россиян носят вполне субъективный характер, однако, по словам заместителя директора департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Саадат Асансеитовой, значительный уровень востребованности интеграционных процессов подтверждают и цифры. Так, начиная с 2010 по 2013 гг., объем взаимной торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном вырос на 45%, в то время как торговля с внешними партнерами увеличилась на 36%».
Постепенное объединение рынков услуг, трудовых ресурсов, товаров и капиталов, считает Саадат Асансеитова, будет способствовать еще большему усилению стран-партнеров. Предполагается, что с 2016 г. будет создан единый рынок медицинских и лекарственных средств, к 2019 г. планируется сформировать единый рынок электроэнергетики, а с 2025 г. может появиться единый рынок нефти и газа. Также к 2025 г. планируется создать наднациональный регулятор в сфере финансового рынка и услуг.
«На ближайшее время очень важной новеллой законодательства трех стран является формирование единого рынка услуг. С 1 января 2015 г. такой порядок затронет около 10 секторов в сфере услуг. Это означает, что поставщики услуг всех трех стран в любой из них будут восприниматься, как национальные поставщики услуг. Интеграция в этой сфере очень важна, поскольку уже сегодня здесь формируется свыше 50% ВВП стран – партнеров, а ее развитие имеет мультипликативный эффект для других отраслей», - отметила Саадат Асансеитова.
Впрочем, радужные перспективы взаимодействия несколько осложняются противоречиями сегодняшнего дня, а оценки экспертов носят неоднозначный характер. Так, по словам директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, он с уверенностью смотрит в будущее трехстороннего Союза. «Яркий повод для оптимизма - это то, что сейчас происходит на границах РФ. Туда, учитывая разницу в курсах национальных валют, ринулись жители Белоруссии и Казахстана скупать продукты. На самом деле, как к этому не относись, но это один из способов хеджирования экономических рисков. И я в этом ничего трагичного не вижу, тем более, что когда-то и россияне так же ездили в Белоруссию за более дешевой продукцией» - напомнил он.
В то же время, как считает исполнительный директор Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций Станислав Наумов, анализ сложившихся вызовов и угроз требует стратегического подхода. «Мы создали единое экономическое пространство, при этом решили ввести санкции против иностранных поставщиков продовольствия. При этом мы живем в едином Таможенном Союзе и в связи с этим должны учитывать возможные проблемы. На мой взгляд, подобные меры не должны рикошетить по процессам интеграции, это во многом вопрос диалога национальных бюрократий, которые должны осуществлять необходимый надзор. Эта ситуация достаточно просто разруливается: если это действительно контрабанда и контрафакт – будьте добры, возьмите людей за руку и приведите куда надо. Если же это гипотеза о том, что ввозимая продукция являет собой недостаточный уровень переработки, не тот уровень локализации или используются не те товарные коды внешнеэкономической деятельности – то ее надо рассматривать и договариваться. С моей точки зрения, лучше потерять в локальных проявлениях, чем внести сомнения в устойчивость существующих интеграционных процессов. Пора научится если не жертвовать чем-то, то уж по крайней мере грамотно просчитывать плюсы и минусы» - резюмирует он.