Хартия добросовестных участников ВЭД, анонсированная чуть ли не в начале 2017 года, всё ещё находится в стадии разработки. Хотя Федеральная таможенная служба намеревается представить её публике 25 октября на торжестве в честь Дня таможенника. Вопрос, над которым бьются ФТС, Общественный совет при ФТС, ТПП, РСПП, «Опора России» и «Деловая Россия», заключается в том, зачем Хартия нужна в принципе и кто будет отвечать за включение в неё новых участников. К консенсусу объединения и таможня так и не пришли.
ПРОВЭД уже делился в мае проектом Хартии, но с тех пор он значительно видоизменился и оброс правками. «Мы договорились с главой таможенной службы, что именно благодаря Хартии, благодаря нашей работе с бизнесом мы постараемся за ближайшие 2-3 года кратно увеличить количество ассоциаций и участников ВЭД, которые будут относиться к низкой категории риска», − говорил тогда председатель Общественного совета при ФТС Леонид Лозбенко. Он же говорил, что Хартия – фактически клятва участника ВЭД в добросовестности.
Сейчас загвоздка в том, что стороны не могут договориться, будет ли Хартия давать подписавшим её участникам ВЭД какие-то льготы (зеленый сектор, более лояльное отношение ли, решение возникающих на постах проблем «по звонку», хоть что-то) – ФТС со своей стороны такой гарантии пока не дает. Если никаких бонусов от Хартии бизнес не получит, то и зачем это всё?
С другой стороны, если какие-то льготы будут, то должен существовать довольно жесткий ценз на допуск участников ВЭД к подписанию Хартии. Очевидно, что на рынке не все белые и пушистые, а «подружиться» с таможней с помощью Хартии − очень заманчивое предложение. Вот тут представители бизнеса и обозначили главный вопрос: кто будет отсеивать недобросовестных предпринимателей, кто станет стражником входа в Хартию?
Четверка предпринимательских объединений резонно утверждает, что не может и не хочет отвечать головой за каждого предпринимателя, «прибившегося» к Хартии. К тому же, именно ФТС обладает всей необходимой информацией, чтобы судить о добропорядочности участника ВЭД – у неё есть данные по декларациям, платежам и прочее, − значит, она и должна выбирать, кого подпускать к Хартии, а кого держать за версту от неё.
ФТС выработала механизм категорирования, призванный разделять «гусей» на серых и белых, есть на вооружении система управления рисков, из года в год доказывающая свою эффективность, о чем неустанно сообщает пресс-служба ФТС. А если среди участников ВЭД ФТС белых и пушистых не различает, значит, с её категорированием что-то не то?
«Сама идея следования предпринимателями неким стандартам поведения (compliance) выглядит разумной и полезной. Внедрение подобных стандартов практикуется во всех странах Запада, в Китае, в Японии и т.д. Иногда эти стандарты вырабатываются органами власти (например, закон Сарбейнза — Оксли в США), иногда – НКО и международными организациями, иногда – самими предпринимателями. Принимают причудливые формы и названия – Политика сообщения о нарушениях (Whistleblowing policy), Исключение конфликта интересов (Cinese walls) и т.д.», − объясняет Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России».
«Суть этих стандартов (добровольно или в обязательном порядке), принимаемых предпринимателями, сводится к обязательству соблюдать правила добросовестности и законопослушания, − продолжает он. − И в этом плане заинтересованность ФТС в категорировании участников ВЭД, обязующихся следовать выработанным стандартам, и тех, кто уклоняется от этого, вполне понятна. Мне кажется, и бизнес должен быть в этом заинтересован.
Беда – в деталях. Кто будет мониторить соблюдение задекларированных стандартов? Как это делать? Что делать с нарушителями? Кто будет отвечать за обнаружение нарушителя среди подписантов? Тем более, если подписанты будут иметь некие привилегии со стороны таможенных органов.
Получается, либо надо согласиться на подписании ни к чему не обязывающего и никем не отслеживаемого документа, но подобная «пустышка» явно никому не нужна, либо надо начинать серьезную и кропотливую работу по внедрению compliance среди участников ВЭД, что непросто, не всеми будет одобрено и потребует не один месяц. В этом вся сложность.
В том, что ФТС хочет подключить «общественность» (четверку бизнес-объединений и Общественный совет – прим. ред.) к вовлечению в белый сектор других участников ВЭД, нет ничего зазорного. Лично я бы на данном этапе (до выработки compliance) полагал бы целесообразным ввести механизм некоего учета мнения общественности (Общественного совета, «четверки»…) при категорировании таможенными органами участников ВЭД».
Если Хартия – обещание быть тем самым белым и пушистым, то что-то должно участника ВЭД стимулировать к тому, чтобы быть порядочным. «Мамой клянусь» − так себе стимул. Отлучение от Хартии – ну тоже не наказание, живем же без неё. Участник ВЭД тогда станет белым, когда быть серым станет не выгодно экономически, а не декларативно.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!