Изучив накануне раздел «Международная торговля» в отчете Всемирного банка «Ведение Бизнеса» (Doing Business), пришел к неутешительным результатам. Первое и очевидное, что бросается в глаза, это то, что Госдеп начал атаку на самое ответственное ведомство России. Причем атаку жесткую и циничную. Мне почему-то кажется, что пока Госдеп не решил, каких результатов он хочет добиться, унижая в первую очередь ФТС в своих рейтингах по разделу «Международная торговля».
По таблице видно, что в 2012 году (а историкам еще придется установить, что же послужило причиной, вдруг и вот так заняться местом России в рейтинге DB) Россия начинает поход за первым местом в рейтинге DB, и произошло колебание в лучшую сторону. То ли настроение у методистов было хорошее, то ли перспективы перемен грели отечественного предпринимателя в сфере ВЭД, но факт налицо: коэффициент качнулся, причем в лучшую сторону. Ну а дальше понеслось. Я не знаю, может быть, чиновникам не совсем правильно передали наказ президента Владимира Путина, в котором говорилось, что к 2020 году Россия в рейтинге DB должна быть на 20-м месте. То ли методика исполнений указов президента чиновниками такая, по-ленински, «шаг вперед, два шага назад», ну и на всякий случай, один контрольный шаг в сторону, лежит в основе. Но сегодня мы имеем, то, что имеем: сегодня Россия в рейтинге DB, в разделе «Международная торговля», находится на самом худшем месте за всю историю присутствия там.
Тут нет вообще никакого смысла рассуждать даже о причинах такого положения, потому как причина одна, она очевидна, и она на поверхности – это происки Госдепа. В жизни ведь оно все не так, все по-другому. Может показаться странным, с чего это вдруг я решил защищать ФТС. Объясняю, потому что Госпед хуже, опаснее, циничнее и лживее. Этого же достаточно для объяснения причины.
Бизнес вместе с ФТС
Третий закон Чизхолма: «Любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит». Даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, все равно найдется человек, который поймет вас неправильно. Скорее всего, именно в таможне нашелся тот человек, который не совсем так понял, что имел ввиду президент. Бывает, тут ничего не поделаешь, просто немного не повезло.
Но зато это объясняет, почему в разделе «Международная торговля» Россия все снижается и снижается. Это просто тактика такая, заманить на нижние строчки рейтинга, чтобы потом неожиданно выскочить в лидеры. Все расслабленные, не ожидали, а тут опа! – и все в шоке.
Накануне выхода отчета DB заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов проделал, надо сказать, титаническую работу, в части донести до участников ВЭД (экспортерам и импортерам), а также, видимо, и до экспертов DB все изменения и улучшения, все без исключения. И даже на телевидении выступал, и не один, от бизнеса приводил представителя, и никакого-то там экспортера или импортера, а владельца склада СВХ, и не из-под Челябинска, например, а подмосковного СВХ. Но зараза Госдеп так и остался слеп и глух ко всем аргументам и отчетам Руслана Валентиновича.
Не стану сейчас глумиться над результатами реализации Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Во-первых, ее разработкой занимался филиал Госдепа BCG (Boston Consulting Group). Во-вторых, ее столько дополняли и корректировали, что уже все давно забыли с чего, а самое главное - для чего, начинали, что она уже собственно не Дорожная карта, а полевой глобус. Ну и в-третьих, самое главное, ФТС смогла правильно организовать работу с представителями бизнеса, настолько правильно, что очень быстро от бизнеса в работе над Дорожной картой остались представители только складов временного хранения, ну, оно и понятно, это же самая заинтересованная в прозрачности, скорости и дешевизне таможенных процедур и операций часть бизнеса ВЭД. Да и у ФТС нет никакого влияния и давления на СВХ, в общем, самый заинтересованный и самый независимый представитель бизнеса ВЭД. В этом вопросе ФТС – пятерка с плюсом.
Ну, а что поменялось? А поменялось многое. Вот год, например, в календаре поменялся, уже как четыре раза. Все остальное в таможенном администрировании тоже поменялось, стало медленнее, сложнее, мутнее, дороже. Даже уровень взяток и тот поменялся - вырос. Так что Госдеп тут может расслабиться, не подтверждаются его выводы, в их рейтингах DB, о застое развития таможенного администрирования в последние годы.
Ну, с рейтингом DB как-то более или менее понятно. Не вижу смысла дальше пиарить госдеповский проект, который в упор не хочет видеть улучшений в российской таможне, а точнее в таможенном администрировании. Но оставить без внимания достижения ФТС будет как-то не очень справедливо по отношению к той же ФТС.
Что сделано за последние годы
Во-первых, (и я считаю, что это главное) ФТС сняла у бизнеса изжогу по вопросу деятельности РОСТЭКа. Не совсем правильно, когда ФГУП, созданное федеральной службой, является (являлся на 2012 год) одним из самых крупных должников перед создавшей ее федеральной службой, а это считай перед государством. Плюс оно занимало большую долю рынка услуг в области таможенного дела, именно того дела, которое и администрирует мама РОСТЭКа – ФТС. Сегодня, скорее всего, все долги РОСТЭКу, если не списаны, то точно прощены. Но совсем другое дело, когда контролируя основные товаропотоки, РОСТЭК не заносил в ФТС прибыль. Почти поправили ситуацию, оставив чуть-чуть невыполненным ФЗ-339 от 01.12.2013 года, согласно которому всем организациям, находящимся в ведении ФТС России, включая их представительства и филиалы, запрещено заниматься деятельностью в области таможенного дела. Всем, да не всем, видимо, парочку ЗАО «РОСТЭК-Консультант» и ЗАО «РОСТЭК – Логистика», оставили, надо думать, для «поддержания штанов», хотя в ФЗ-339 никаких исключений для компаний нет. Но это мелочи, такие шалости простительны. Все же остальное, все активы РОСТЭК, выведены, злые языки, скажут, что в тень, а вот я не согласен, никакая это не тень, это фирмы, принадлежащие бывшему руководителю ФГУП РОСТЭК и членам семей нынешних руководителей ФГУП РОСТЭК, так, что никакая это тень. ООО "ВЕСТ-ТЕРМИНАЛ", ООО "ЭнергоВест", ООО "ЛогистикаСервис" (плюс 12 дочек), ООО "ТЕРМИНАЛ НИКОЛЬСКИЙ", ООО "ИЛГ" (плюс 2 дочки), ООО "ГАММА", ООО "ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ БЮРО "БЕЛЫЙ КИТ", ООО "АНСАРОС", ООО "УК "РОСТЭК-Терминал", ООО "ИНМАР", ООО "РОСТП", все эти фирмы по случайному совпадению осуществляют деятельность в области таможенного дела, проще говоря – СВХ (склады временного хранения). Сейчас все справедливо, вроде как все на равных. Хотя это не мешает ФТС продолжать тасовать компетенции таможенных постов, связки удаленного выпуска, размещения ОТ и ТК, в интересах вышеперечисленных компаний. Поток телефонограмм, регулирующих, на каких постах (считай СВХ), какие товары можно оформлять, так и не уменьшился. Тут, ничего не поделаешь, ничего личного, чистый бизнес. К чему все это я? К тому, что РОСТЭКовские структуры, как прямые, так и аффилированные, ну никак не будут подставлять ФТС, то есть они в первую очередь заинтересованы в быстром прохождении товаров. Вот почему Всемирный банк не видит: эти очевидные улучшения и ускорения есть. Неужели так сложно это отметить в рейтинге DB.
Еще из положительного – имитация онлайн-оплаты таможенных платежей. То есть, вроде как электронное декларирование есть, а фактически онлайн-оплаты таможенных платежей нет. Это примерно то же самое, что если бы скоростные Сапсаны таскали бы паровозы, собранные лично Ефимом и Мироном Черепановыми. Главное, что комфортно в вагонах, ну а то, что едет такой поезд с шумом и грохотом, со скоростью 20 км/ч – какая разница, в вагонах же комфортно. После череды скандалов в этой сфере ФТС все же смогла упорядочить и систематизировать схему сбора денег за оказание услуги уплаты таможенных платежей. Сегодня две компании, обычные ООО, которые не являются ни банковскими, ни финансовыми институтами, а простые ООО, коих тысячи, являются посредниками, причем образца 2001 года, собирают небольшой процентик c уплаты экспортерами и импортерами таможенных платежей в казначейство, на одной только договоренности с ФТС, вот так просто, под честное слово.
По сравнению с этим «Платон» для дальнобойщиков – так, легкий летний ветерок. Конечно, и в этом вопросе ФТС могла пойти простым путем, сделать процедуру «онлайн-оплаты» прозрачной, а самое главное, гарантированной и безопасной для бюджета, например, с использованием платежной системы крупного российского банка с государственной долей, созданной, опять же, например, на базе национальной платежной системы. Нет же, и тут ФТС проявила характер, выбрала мутный и окольный путь. Придуман некий оператор таможенных платежей, понятный только ФТС, важно, что этот оператор закрытый, его локальную расчетную систему принимает и признает только ФТС: что еще надо для того, чтобы достойно встретить старость? 50% таможенных платежей в бюджет идет с отсрочкой уплаты в казначейство от одного до трех дней, под честное слово некого ООО перед ФТС. Кто, какое ведомство или какое министерство, еще может похвастать такими доверительными отношениями с частным бизнесом? Даже «государственные закупки» выглядят жалкими шалостями.
В соответствии с ФЗ-311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в случае, если уплата таможенных платежей производится с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, то выпуск товаров осуществляется не по факту поступления денежных средств на казначейские счета, а в момент уплаты, то есть нет необходимости ожидать подтверждения поступления денег, а это от одного до пяти дней, а при нынешнем ручном управление ЦБР банками и все десять может быть. Таким образом, декларант, он же плательщик, получает возможность ускорить сроки выпуска товаров с нескольких дней до нескольких часов.
Однако услуга не является бесплатной, оператором таможенных платежей, то есть лицом, ответственным за уплату при таких расчетах, взимается комиссия, и это помимо комиссии, взымаемой банком за РКО.
В соответствии с тем же ФЗ-311, оператор осуществляет информационный обмен между участниками расчетов, а также должен обеспечить принятые на себя обязательства. Информационный обмен включает в себя направление в ФТС информации о производимых транзакциях в формате, понимаемом и совместимом с программных комплексом таможенных органов, что является легко выполнимой и чисто технической задачей в случае, если существует стандарт передачи данной информации. Размер необходимого обеспечения (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года N 285) определяется исходя из размера двухдневного оборота денежных средств через оператора, при этом в расчете используются фактические обороты за предыдущие три месяца. Таким образом, расчет обеспечения можно произвести только для работающих по данной схеме операторов. Что касается возможности появления новых операторов, то в постановлении заложена юридико-лингвистическая неопределенность, относящаяся к расчету суммы обеспечения.
То есть получается, что в функции оператора таможенных платежей в соответствии с вышеуказанным законом не входит обеспечение эквайринга, процессинга, наличия сети платежных терминалов и банкоматов, без которых невозможно осуществлять самостоятельно расчеты по уплате таможенных платежей. Доступно говоря, вот вам одна калитка, будьте любезны ходить только через нее, и не забываем оплачивать проход.
Кроме того, в законодательстве имеется неопределенность в части того, кто является заказчиком услуги по удаленной оплате таможенных платежей. В случае если это услуга, которая оказывается системе таможенных органов, то требуется соблюдение конкурентных процедур, предусмотренных федеральным законом 44-ФЗ. Если это услуга, оказываемая для плательщиков таможенных платежей, то право выбора оператора должно быть у плательщика, то есть на рынке таких услуг. Особо следует отметить, что данный вид услуг не является уникальным.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что в настоящее время в качестве операторов таможенных платежей выступают только два юридических лица, которые, видимо, по счастливой случайности, имеют вполне рабочие контакты в ФТС, в том числе с ее руководителем, можно сделать вывод, что действующая нормативно-правовая база серьезно ограничивает конкурентную среду оказания услуг по удаленной уплате таможенных платежей в интересах конкретных лиц, которые не являются профессиональными игроками на рынке платежно-расчетных систем.
Вопрос совсем не в ограничениях конкурентной среды (да кто на эту конкурентную среду вообще когда-то обращал внимание) и даже не в том, что существующая технология как бы «удаленной онлайн-оплаты таможенных платежей» совсем не онлайн и совсем не удаленная, а платная услуга за договоренности с ФТС. Вопрос в том, что пусть даже за дополнительную плату, сегодня декларация выпускается за часы: так почему эти существенные изменения Госдеп, в смысле Всемирный банк, не видит и в своем рейтинге DB и не отражает их?
Ну и третье, крайне очевидное улучшение, это замена книжек МДП, поручителями ФТС. Забегая вперед, хочу предостеречь злопыхателей и сказать, что если есть в структурах, в которые перетекли активы РОСТЭК, и в поручителях обеспечения транзита одни и те же персонажи, то это всего лишь совпадение и не более. Да и рынок услуг ВЭД не такой огромный, чтобы разных выбирать. Тут мне кажется, что Всемирный банк мстит ФТС за то, что ФТС перекрыло миллиардные перечисления в Швейцарию за книжки МДП. Но, на самом деле, стало-то проще и быстрее. Ну, не будут структурки, которым ФТС доверило зарабатывать на обеспечении транзита, подводить ФТС, не в их интересах это.
Всего этого, вышеперечисленного, вполне достаточно, чтобы понять, какой огромный шаг в таможенном администрировании сделан. Сложно, правда, понять, в какую сторону сделан этот шаг, но он огромен.
Ну, подумаешь, что технология оплаты таможенных платежей после выпуска товаров так и не проработана, не говоря уже о её внедрении. Единое окно всё обсуждается. Таможенные платежи и налоговые по-прежнему живут врознь, и сводить их по-прежнему задача импортера/экспортера. Про единый счет пока даже и мечтать не приходится. Транспарентность разрешающих документов (лицензий, разрешений, сертификатов и т.п.) на импорт/экспорт, пока еще вызывает истерику у таможенных чиновников. Оптимизация и унификация процедур отчетности в государственные органы пока тоже на уровне рассуждений «а не много ли вы, дорогие предприниматели, хотите?». Регулирование и защита предпринимательской деятельности – это, наварное, уже после освоения Марса. Про СУР, точнее про его эффективность и автоматизацию, очень хочется написать, но, увы, цензура.
А в целом, все по-прежнему стабильно. Три рубежа контроля (предварительное информирование – транзит – выпуск для внутреннего потребления) как жили, каждый по отдельности своей жизнью пять лет назад, так и живут. СУР неизменна в методике и формах, с 2003 года. Технологии вяло, но внедряются, какой бы ни был вялый, но прогресс на лицо, он есть. Да и Таможенный союз как средство ухода от неэффективного таможенного администрирования проявил себя вполне положительно. Не нравится работать с российской таможней – импортируй или экспортируй через Беларусь, Казахстан, Армению, Киргизию, выбор шикарен.
Подводя итог, могу сказать, неправ Всемирный банк с выводами в своем рейтинге DB, неправ и несправедлив. Может быть, уже пора поставить вопрос о целесообразности такого рейтинга, несправедливого рейтинга. Соответственно отпадет необходимость в немного странной Дорожной карте, от реализации которой уже не только голова болит. А там глядишь, таможенные службы Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии в ожесточенной конкурентной борьбе подтянут ФТС по уровню таможенного администрирования, пусть если и не до уровня «эффективного», но хотя бы до уровня – «современного».
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД
Комментарии
Таможенная Карта - директор Бариноа А. Работает с Повстяным А., (бывший директор РОСТЭКа, кошелёк бельянинова). А.Романов, до того как попасть в РОСТЭК к повстяному советников и стать главным таможенным коррупционеров, долгое время работал помощником Баринова.
Раунд - склеена из разгромленного РОСТЭКовского "Зеленого коридора", опять же под руководством Повстяного, которую ФТС, - Комарова, да и сам Бельянинов на разогреве по всей стране таскают.
Тут автор точно передернул, это Бельяниновские карманные бизнесы, не имеющие ничего общего с законом.
Лично мне не понятно, почему никто не называет вещи своими именами, что в банде, которую возглавляет бельянинова, используя ресурс ФТС, и зарабатывающая на прямых поборах и рейдерстве, образца 90-х.
Было же в ДК создать онлайн оплату, так нет, ради сохранения монополии на рынке Такможенной карты и Раунда, ФТС в лице Комаровй и Ягодкий, тупо убили этот пункт. А нехрен, чтобы участник ВЭД онлайно и бесплатно платил сам платежи.