Северо-Западная транспортная прокуратура и Северо-Западное таможенное управление закончили проверку по факту задержки партии металлолома, шедшей на экспорт через Лесной порт Санкт-Петербурга. Однако к совершенно разным выводам пришли ведомства: СЗТУ своих в беде не бросает и утверждает, что инспектор поста, ответственный за проволочку, действовал строго в рамках закона, СЗТП же стоит на стороне пострадавших участников ВЭД, для которых ущерб от простоя составил порядка 170 тыс. евро. С этим заключением компания смело может идти в суд и требовать от ФТС компенсации.
История развернулась еще в начале июня, но в СМИ попала спустя время – когда СЗТУ и СЗТП получили обращение от уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александра Абросимова. Тогда омбудсмен старался не распространяться о деталях дела, и название пострадавшей компании держалось в тайне: боялись загубить всё на корню. Теперь проверки подошли к концу, и всеми коллизиями и нюансами этой самой что ни на есть эпопеи поделился с ПРОВЭД руководитель аппарата уполномоченного Константин Тимохин.
Соль вот в чём: в июне в Лесной порт пришло судно, чтобы грузиться черным металлоломом компании «Интер Тур Ресурс», добропорядочно работающей на рынке уже восемь лет. Но простоял пароход там более двух недель в ожидании погрузки: проволочку «обеспечили» инспектор поста, а также экспертно-криминалистическая служба СЗТУ, у которой попросту не работало оборудование, как установила СЗТП.
«Как правило, цветной металлолом маскируют под черный, чтобы снизить пошлину, и вывозят в контейнерах. В нашем случае погрузка происходила в трюмы. Кроме того, компания работает на рынке уже восемь лет и с такими проблемами не сталкивалась, к тому же – это прямой контракт на поставку черного лома на турецкий сталелитейный завод. То есть налицо чистота, прозрачность сделки, поэтому и предприниматели не предполагали, что история повернется так», − рассказывает руководитель аппарата.
Как отметили, общаясь с правозащитниками, бизнесмены, они подали грузовую декларацию, но сработали профили риска, и инспектор поста принял решение о досмотре партии. С помощью электронного прибора, принципом работы который похож на алкотестер, инспектор определяет содержание химических элементов в металле, чтобы выяснить, черный или цветной лом перед ним.
«По словам представителя компании, инспектор предложил два варианта оформления груза: с проблемами или по-хорошему. «Хорошим» путем оказалась шестизначная сумма, выведенная таможенником на экран приборчика. Предприниматели были не готовы к такому повороту и избрали менее легкий путь. На деле это выглядело так: 15 тысяч тонн металлолома, сложенные в кучу, инспектор вынимает одну из железяк и сканирует её своим приборчиком, который в первом случае показал наличие хрома. Таможенник составил акт, отправил его в отдел товарной номенклатуры, в котором по данному факту решили, что код ТН ВЭД был определен неверно, а все 15 тыс. тонн являются цветным ломом. Для предпринимателей это означало, что им необходимо довнести на депозит 150 млн рублей. Несогласные с результатом и таким подходом инспектора предприниматели направили данное решение на проверку в экспертно-криминалистическую службу СЗТУ. Первоначально пришел ответ о том, что неправильно оформлено поручение на проведение экспертизы. Переделали, снова отправили. На пересылку туда-сюда ушло три дня. Корабль при этом стоит, погрузка не производится, простой увеличивается. А, на минуточку, сутки простоя судна такого тоннажа − это 7-8 тысяч долларов», − делится деталями истории сотрудник аппарата омбудсмена.
Когда груз простоял чуть больше недели, предприниматели обратились в аппарат уполномоченного. «Нас находят и к нам приходят тогда, когда уже край, − о нас пока немногие знают», − говорит Тимохин.
«По моей практике похожие дела быстро разрешаются при посредничестве начальника таможни. Исполняющий на тот момент обязанности начальника таможни (Сергей Добрынин – прим. ред.) не взял на себя ответственность заниматься этим вопросом, тогда я предпринял попытку дозвониться в СЗТУ, зная, что туда из ЮТУ вернулся наш замечательный земляк Александр Гетман. Мне, однако, ответили, что Александр Николаевич занят, но просьбу перезвонить, ему, видимо, не передали. До сих пор, кстати, жду. Тогда я сделал звонок начальнику экспертно-криминалистической службы Анне Пономарёвой и попросил в связи с остротой ситуации ускорить процесс анализа. Однако госпожа Пономарёва ответила, что срок экспертизы – 30 дней, а если по нашей просьбе они ускорят процесс, то могут попасть под подозрение в коррупции! В итоге мы посоветовали предпринимателям обратиться к Федеральному инспектору в Санкт-Петербурге Татьяне Курбаковой, которая, надо отдать ей должное, оперативно отреагировала на запрос. Она связалась с Северо-Западным транспортным прокурором, чтобы он оказал содействие в сложившейся ситуации. И вот на этом этапе выясняется, что у экспертно-криминалистической службы неисправное оборудование. Тем временем компания подала новую декларацию, к ним опять идет инспектор с приборчиком, опять находит нестыковку – на этот раз титан. Как выяснилось позже, это просто погрешность аппаратуры инспектора», − продолжает мой собеседник.
В результате образцы были отправлены в Псков под надзором Северо-Западного транспортного прокурора. «В Пскове приборчик оказался исправен. И вот там выяснилось, что образцы, взятые репрезентативно, в соответствии с ГОСТ, удовлетворяют критериям для отнесения партии к черному металлолому по ТН ВЭД», − рассказал Тимохин.
Судно простояло в ожидании погрузки 16 дней. Сумма ущерба, по подсчетам предпринимателей, составила 170 тыс. евро. «Наша работа, которую я описал, была проделана за неделю. За неделю мы вытолкали пароход за границу», − подчеркнул руководитель аппарата.
«Ситуация анекдотично-уникальная», − такую оценку в общем дал правозащитник.
И если к выводам, о которых рассказал Константин Тимохин, пришла Северо-Западная транспортная прокуратура, то СЗТУ никаких нарушений и попраний прав предпринимателей в действиях инспектора не углядело.
«Ответ из СЗТУ пришел к нам на восьми страницах. Подробные описания со ссылками на нормативные акты, разъяснительные письма ФТС, касающиеся процесса таможенного досмотра и т.д. В выводах у них ничего не подтвердилось, и должностные лица таможни действовали в рамках закона», − описал Тимохин, в общем-то, типичный ответ таможенного органа.
«Эта история достаточно симптоматична, − отмечает собеседник. – Есть послание президента, задачи по обеспечению условий для предпринимательства, экспорта в том числе, устранению административных барьеров. Ведомства должны как-то корректировать свои позиции, менять подход. За компанией остаётся право обратиться в суд за взысканием издержек», − резюмировал правозащитник.
Сейчас эта же компания оформляет на экспорт новую партию черного лома с тем же инспекторским составом. Тимохин отмечает, что нынешний исполняющий обязанности Балтийской таможни – Олег Макарский – обещал взять операцию под свой личный контроль. Сейчас в таможне принимают меры, чтобы не один инспектор ходил с «чудо-прибором», а как минимум трое.
«Мы готовим письмо в СЗТУ с нашими соображениями по поводу всей этой ситуации. Пока для нас их позиция остается загадкой, которую мы надеемся разгадать», − заключил руководитель аппарата.
Вопрос о возможной попытке вымогательства взятки, однако, остался открытым. В антикоррупционной службе СЗТУ, по словам предпринимателей, вопросили: «А чем докажете?». Доказывать оказалось нечем. Борьба с коррупцией в России идёт. Где-то. Может быть.