Весна 2015 года выдалась на удивление необычной: в противовес нестабильной погоде, которая никак не может решить, оставаться холодам или все же наступить теплу, в реформировании таможенного администрирования наконец-то произошли предметные изменения, подтверждающие, что все, что так настойчиво просили, требовали, о чем мечтали в последние годы реформаторы, начинает сбываться.
Первый знаковый момент
Рокировка кадров, причем не каких-то там инспекторов или даже начальников отделов, а начальников РТУ и таможен. Что необычного и знакового в этой рокировке?
Прежде всего то, что она первая такая масштабная, проведенная полностью по фэн-шую. И не просто по фэн-шую, а еще строго по часовой стрелке. О чем это говорит? Да только об одном: результат от этой кадровой перестановки неизбежен.
Во-вторых, эта масштабная кадровая рокировка перевела четырёх руководителей РТУ в статус «и.о.». Тут, я думаю, особо объяснять не надо, что именно эта приставка и добавляет должностным лицам оптимизма, творчества, уверенности в завтрашнем дне и служебного рвения. Так что успех обеспечен, осталось теперь только определиться, когда он придет, к вечеру или под утро, один или с кем-то, ну и будет он полный или так себе.
Второй знаковый момент
Наконец-то стали возвращаться в администрирование и управление так незаслуженно забытые письма и телетайпограммы. Ну в самом-то деле, что это за администрирование, когда всё законодательство ранжировано, основополагающими являются ТК ТС и ФЗ-311, любое нововведение должно проходить через ОРВ? Так много не наадминистрируешь. А письмо или телетайпограмма – это же таможенно-управленческое ВСЁ и даже немного больше. Причем, без ограничений, в любом направлении. Хочешь приостановить действие каких-то статей или положений приказов – да легко, пожалуйста, письмо и телетайпограмму в таможни: это принимать, а это не надо, это считать, а это не надо. "А ТК ТС? – вы можете всуе спросить. - Или даже ФЗ-311 – с ними-то как быть?". Во-первых, не надо про них спрашивать, это документы только для участников ВЭД, а во-вторых, письмо есть, телетайпограмма есть – какие еще могут быть вопросы?
Три свежих примера:
Письмо 01-11/13673. ТК ТС определил порядок, более того, ФЗ-311 конкретизировал его, исходя из национальных особенностей, и даже есть решение КТС. Все вроде понятно. Но что делать, если надо, если очень хочется? И тут на помощь приходит «Письмо». Эффективный и надежный инструмент, чтобы нейтрализовать ТК ТС и ФЗ-311, и надо сказать, получилось вполне успешно. В ступор впали все. И только вмешательство правительства «приостановило» действие данного письма.
Письмо 01-11/15344. Не знаю причин, с чего ФТС вдруг вспомнила, что таможни до сих пор руководствуются приказом ГТК №1356 от 2003 года. Ну руководствуются и руководствуются, кому он мешает? Приказ, надо сказать, значимый, он утверждает «Инструкцию действий должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров». И чтобы жизнь медом не казалась, вот вам, должностные лица, письмо, какую статью этого приказа применять, а какую не стоит…
Ну и вершина, апофеоз – это телетайпограмма ТФ-289. Не могу не разделять беспокойства руководства ФТС по этим госдеповским технологиям, электронному декларированию и удаленному выпуску. Ну это же противоречит нашим историческим корням! Наши предки все свои мысли излагали на бересте… В свое время Цицерон писал: «бумага не краснеет». И ведь с этим не поспоришь, бумага, она такая, она все стерпит, все выдержит, а интернет, он-то как, а он совестливый, краснеет, терпеть ничего не хочет, да и тяжело с этим интернетом. А удаленный выпуск? В глаза декларанту инспектор не посмотрел – считай, врага пропустил, кто ж знает, что у него там у этого декларанта на уме. Вот поэтому, будьте любезны, уважаемые участники ВЭД, на ближайшее время забыть об удаленном выпуске по небольшому перечню товарных позиций, всего-то 52(!), ну и что, что основные…
Третий знаковый момент
Удаленный выпуск – удалить. В выше упомянутой телетайпограмме ТФ-289 начальников таможен и РТУ просят до особого распоряжения как бы не допускать совершения таможенных операций на ЦЭДах (Центрах электронного декларирования) не только товаров по 52 товарным позициям, но и товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕвразЭС и находящихся в морских (речных) портах. Все понятно. Тут даже и переспрашивать нечего, замок на двери ЦЭДов, «уважение» в руки и бегом к инспектору. Одно смущает, какое-то половинчатое, что ли, решение. Раз уже такой праздник пошел, то, может быть, более внимательно глянуть на петровские таможенные реформы… Мне вот нравится вариант, когда в петровские времена назначаемый таможенный голова заносил царю в казну установленную сумму, а потом в течение года спокойно уже отрабатывал её. Сейчас-то это проще сделать. Берёт начальник таможни кредит в банке, скажем числа 30 декабря, в обеспечение кредита оставляет таможню, 1 января перечисляет нужную сумму в бюджет. Страна довольная, страна не волнуется, выполнит таможня план или нет, и что там вообще с внешнеторговым оборотом, страна на весь год вперед уже свободна.
Четвертый знаковый момент (плановый)
Раз уже пошел такой ретро-разворот, то, может быть, стоит рассмотреть вопрос о бумажном варианте декларации – ностальгия замучила, да и дефицит живого общения с инспектором сказывается.
Сейчас главное – не останавливаться на достигнутом…
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД
Комментарии
В выходные пост не работает, источники другие, сроки выпуска даже не удвоились, а утроились! А скоропорт он такой нежный, ждать не может.