Что сделает СЗТУ для улучшения работы участников ВЭД в регионе? Как таможня борется с очередями в пунктах пропуска, и станет ли комфортнее прохождение границы? Есть ли ясность вокруг ситуации с интернет-торговлей, и кто отвечает за таможенные пошлины? На эти и на многие другие вопросы ответили сегодня на пресс-конференции заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов и начальник СЗТУ Константин Козлов.
Ни шагу назад
«По результатам сегодняшней коллегии работа СЗТУ признана удовлетворительной, - сообщил заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов, открывая пресс-конференцию. - Управление достойно отработало, собрало в федеральный бюджет более 526 миллиардов рублей. Хочу напомнить, в целом ФТС собрала в бюджет - уже четвертый год подряд - более 50% доходной части федерального бюджета РФ, свыше 6,5 триллионов рублей». Задание на 2014 год такое же - собрать не менее 6,5 триллионов рублей, добавил он.
- Заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов
- Фото: ПРОВЭД
Рассказывая об итогах работы таможни в 2013 году, заместитель руководителя ФТС напомнил о введении обязательного декларирования товаров. «СЗТУ и ФТС в прошлом году большое внимание уделяли развитию современных информационных таможенных технологий. Напомню, с 1 января 2014 года вступило в силу Положение закона 311-ФЗ («О таможенном регулировании») об обязательном электронном декларировании товаров. Мы шли к этому постепенно, в течение нескольких лет, и вступили в эту стадию работы практически безболезненно, потому что уже в декабре прошлого года у нас доля деклараций, оформляемых в электронном виде, была 99,5%», - сказал заместитель руководителя ФТС.
- В декабре 2013 года доля деклараций, оформленных в электронном виде, составила 99,5%
- Фото: ПРОВЭД
Во благо добропорядочных
Говоря о проблемах, Руслан Давыдов подчеркнул, что у ФТС и СЗТУ они общие. «Нам нужно повышать качество администрирования, то есть делать нашу работу более комфортной для добропорядочных участников ВЭД. Надо более четко вычленять нарушителей и тех людей, которые добросовестно работают, но и иногда совершают какие-то ошибки, чтобы в итоге для честных участников ВЭД все было комфортно, удобно, не затратно для бизнеса», - отметил он.
В качестве примера такой работы, Руслан Давыдов привел эксперимент на Дальнем Востоке по добровольному предварительному информированию на морском транспорте в портах «Восточный» и «Находка». «Мы разработали программное средство «Морской пункт пропуска», оно будет и в регионе СЗТУ внедряться, в Усть-Луге, Калининграде. Это те шаги, которые мы пытаемся инициативно внедрить, чтобы ускорить обработку грузов в портах и повысить привлекательность российских портов и их конкурентоспособность», - добавил он.
- В таможне тоже бывают добропорядочные и честные
- Фото: ПРОВЭД
Администрирование во главе угла
Для улучшения работы участников ВЭД в Северо-Западном регионе в новом году СЗТУ также особое внимание уделит работе таможенных органов. «Качество администрирования, качество управляемости таможенных органов, качество взаимодействия таможенных постов и функциональных отделов таможенного управления, - все это будет сказываться на скорейшем внедрении новых технологий, а как следствие, и на повышении удобства для участников ВЭД», - отметил начальник СЗТУ Константин Козлов.
Коэффициент полезного действия
На вопрос ПРОВЭД, насколько эффективно работала таможня в прошлом году, и сколько средств было возвращено участникам ВЭД по решениям арбитражных судов (на фоне высоких перечислений в бюджет), Константин Козлов четкого ответа не дал. «Касательно возвратов, цифра такая есть, это никто не скрывает. Действительно, существует статистика по собираемости и по возвратам, потому что не все участники ВЭД удовлетворены итогами таможенного оформления и, естественно, они пытаются отстоять свои права, идут в суд, и зачастую они доказывают свою правоту. Но если они правы - что уж тут, значит, где-то не доработали мы: либо по формальным признакам, либо наш таможенный инспектор, не обладая достаточным уровнем знаний, принял решение, которое не соответствует нормам законодательства, поэтому да, бывают такие случаи», - сказал начальник СЗТУ.
Доля собираемости платежей Балтийской таможни - 62,55%, затем идут Санкт-Петербургская (17,41%), Выборгская (4,3%) и Кингисеппская (3,55%) таможни, добавил Константин Козлов.
- Начальник СЗТУ Константин Козлов
- Фото: ПРОВЭД
Слухи не подтвердились
На вопрос из зала, будет ли Балтийская таможня реформирована, либо присоединена к другой таможне, начальник СЗТУ ответил: «Я пока не слышал об этом».
Руслан Давыдов также добавил, что такой информацией не располагает. «Это одна из основных таможен не только региона, но и в целом системы таможенных органов. Здесь по-прежнему проходит крупнейший порт в стране. Конечно, далеко до крупнейших портов Европы, таких, как Роттердам или Антверпен, но там совершенно другая специфика: те порты работают на перевалку, на транзит, а наш порт - это в основном то, что приходит для ввоза в РФ по импорту».
- «Одна из основных таможен не только региона, но и в целом системы таможенных органов»
- Фото: ПРОВЭД
Головная боль таможни
Отвечая на вопрос, что в 2013 году делалось для удобства прохождения границы в Выборгской таможне, Константин Козлов отметил: «Это таможенный орган особого внимания. Когда есть необходимость, мы там оперативно включаем встречные полосы в ту или иную сторону, полосы, применяемые для оформления грузового транспорта, делаем осмотры транспортных средств совместно с пограничниками, - все делается для того, чтобы исключить пробки на границе».
Руслан Давыдов, в свою очередь, напомнил, что на реконструкцию «Торфяновки» было выделено 500 миллионов рублей, и эти средства уже должны начать осваиваться. «Финская сторона вкладывает огромные деньги, по-моему, порядка 29 миллионов евро на развитие пунктов пропуска, потому что она заинтересована в расширении притока российских туристов. Мы знаем, что петербуржцы, жители области часто ездят за покупками в Финляндию, потому там строятся магазины вблизи границы и так далее, - отметил Руслан Давыдов, добавив: «Мое личное мнение, чтобы обеспечить комфорт нашим гражданам, нужно развивать производство отечественной продукции для того, чтобы россияне не ездили за покупками за границу. Такое происходит, к сожалению, и в Калининграде, и на границе с Эстонией: люди просто массово выезжают туда по магазинам на выходные».
Рекорд по грузовикам
«Помимо «Торфяновки», вторая наша постоянная головная боль - это «Бурачки» в районе Себежской таможни, там, где полосы движения сходятся в узкое «горлышко». Это тоже один из самых загруженных пунктов пропуска», - отметил Руслан Давыдов. По его словам, 10 февраля здесь был поставлен рекорд по прохождению грузовиков за одни сутки: был пропущен 561 грузовик на въезд в Россию при паспортной пропускной способности в 380 грузовиков. «То есть вот за счет наших, видимо, эффективных действий это произошло. Если не будет инфраструктуры, то так это и останется - героический труд тех людей, которые стоят на границе. А если сделать инфраструктуру, то поток может быть и больше и, естественно, прохождение станет комфортнее, без очереди и длительного ожидания», - добавил он.
- Журналистов и вопросов на пресс-конференции было много
- Фото: ПРОВЭД
Интернет-торговля: подмена понятий
По мнению Руслана Давыдова, никакого ужесточения правил интернет-торговли нет. «Порог беспошлинной торговли в 1000 евро, который у нас существует, по сути дела, беспрецедентный: такого порога не существует нигде, в Европе это десятки, всего 22 евро, в США порядка 200 долларов», - напомнил заместитель руководителя ФТС.
«До тех пор, пока объемы интернет-торговли не составляли какого-то значимого реального товарооборота, эта тысяча евро никого не волновала, и все было спокойно. Однако теперь, когда эти объемы увеличиваются почти двукратно каждый год, мы, отмечая определенную стагнацию товарооборота по импорту или даже небольшое падение, понимаем, что этот нефиксированный товарооборот уходит в сектор интернет-торговли. Поэтому в правительстве сейчас разные ведомства - Минфин, Минэкономики, Минкомсвязи - и предлагают разные варианты снижения порога. Обсуждаются разные цифры - 150, 200 - но пока нет никакого конкретного решения, насколько мне известно», - сказал Руслан Давыдов, добавив: «На наш взгляд, никакой здесь проблемы нет».
- Почти на все вопросы отвечал заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов
- Фото: ПРОВЭД
ФТС не в ответе
Руслан Давыдов еще раз напомнил, что ФТС - это только одна из структур, которая принимает участие в выработке конечного решения.
По его словам, задача таможни - сделать всю интернет-торговлю «более комфортной, быстрой и удобной», но это не всегда получается, потому что иногда «реальный коммерческий оборот пытаются протащить под видом заказов физических лиц». Руслан Давыдов на пальцах объяснил, каким образом коммерсанты уходят от таможенных платежей: существует база данных паспортов, закупается коммерческая партия, эта коммерческая партия записывается на данные физических лиц из этой базы, затем все это консолидируется и пошло-поехало.
«В таких случаях мы вмешиваемся, и возникают те проблемные ситуации, о которых потом начинают говорить, как о некоем усилении таможенного контроля в отношении интернет-торговли. Это не в отношении интернет-торговли усиление, а в отношении нарушений правил», - подчеркнул заместитель руководителя ФТС. «К нам приходят люди из бизнеса и говорят: «Вот почему вы, таможенники, не предпринимаете меры», - и показывают нам видео, на котором человек приходит с пачкой квитанций, с доверенностями и начинает получать 100 посылок. Понятно, что это не существующие лица, они не заказывали эти посылки», - поведал Руслан Дывыдов.
- Начальник отдела по связям с общественностью СЗТУ Николай Врагов и
- начальник СЗТУ Константин Козлов
- Фото: ПРОВЭД
Трансграничная торговля
По мнению Руслана Давыдова, проблематика интернет-торговли у нас связана с тем, что мы очень мало производим той продукции, которая была бы продукцией массового потребления: вся эта продукция идет по импорту.
Если разбить долю интернет-торговли на трансграничную и внутреннюю торговлю, то картина будет очень красноречивой. «В США другая пропорция, нежели в России: там интернет-торговля - это в основном торговля на внутреннем рынке, а потому проблем с пошлинами не возникает. У нас же интернет-торговля – это в основном трансграничная торговля, поэтому и возникают проблемы взимания пошлин», - объясняет заместитель руководителя ФТС.
Тарифы – это не к нам
«Мы готовимся к тому, чтобы уплата платежей была удобной, в удаленном доступе, через карточки, чтобы человеку не надо было бегать с кучей бумажек», - сказал Руслан Давыдов, добавив, что размер пошлины и сроки, когда изменится беспошлинный порог, будут определены правительством. «Еще раз подчеркну: мы, таможенная служба, не устанавливаем пошлину. Бытует ошибочное мнение, будто таможня устанавливает пошлину. Нет, мы просто применяем те ставки ввозных таможенных пошлин, которые определены в таможенном тарифе Таможенного союза, вот и все, мы больше инструмент в этой части», - заключил заместитель руководителя ФТС.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!