Экономика

В России хотят узаконить совместное владение советскими брендами

Пока Евразийская экономическая комиссия решает, как ликвидировать проблему конкурирования одинаковых советских брендов на постсоветском пространстве, приморские парламентарии внесли в Госдуму законопроект о возврате в России к "коллективной собственности" на бренды, созданные в СССР.

После распада Советского Союза наследство в виде известных марок продуктов стало предметом судебных исков различных компаний-правообладателей. Конкурируя на одном рынке многочисленные бренды, принадлежащие различным предприятиям, создали проблему. Причём с появлением Таможенного союза добавились ещё казахстанские и белорусские правообладатели тех же брендов. Например, «Аленку» как товарный знак  зарегистрировала компания «Объединенные кондитеры» - это фабрики «Красный октябрь», «Рот-фронт» и «Бабаевский». В Беларуси шоколад «Аленка», правда, немного в другой упаковке, продолжила выпускать Минская фабрика «Коммунарка».

Что делать с дублирующими друг друга товарными знаками на территории ТС, уже несколько лет решает Евразийская экономическая комиссия – наднациональный регулятор Таможенного союза.

«В Советском Союзе существовало всего около 1,5 тысячи товарных знаков, в остальном речь шла, скорее, о технологии производства или рецептуре. Например, советская "Аленка" - это молочный шоколад определенной рецептуры, но не товарный знак как таковой. Первые товарные знаки в современном смысле этого слова появились у нас в 1990-е годы. Тогда предприятия получили право их регистрировать», - объяснял ситуацию в интервью DW член Коллегии ЕЭК (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов.

«В итоге возникла ситуация, когда в разных странах появились одинаковые товарные знаки. Если это выяснялось на границе, таможня могла не пропустить товар или потребовать на то согласия у владельца прав на территории своей страны. Это были вполне понятные правила.

После появления ТС и с отменой таможенного оформления возникла проблема: государство продолжает предоставлять правовую защиту своим товарным знакам, но вместе с тем внутри страны появляется продукция, несущая такой же товарный знак, но принадлежащая предприятию из другой страны», - рассказал Тимур Сулейманов.

Кроме «Алёнки» в эту ситуацию попали другие конфеты, а ещё и сигареты, вино, газировка. Чтобы прекратить распри между предпринимателями в России, депутаты Законодательного собрания Приморья хотят внести изменения в Гражданский кодекс, вернув норму, которая действовала до 2007 года. В соответствии с тем законодательством, за производителем, который выпускал продукцию под советскими брендами до 1992 года, сохранялось право на дальнейшее безвозмездное использование этих товарных знаков.

Отменили норму в 2007 году, чтобы ликвидировать возможность иностранным компаниям, приобретая бывшие советские предприятия, получать право бесконтрольно и бесплатно использовать известные бренды. Теперь хотят вернуть.

«Российская Газета» сегодня опубликовала мнение декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяны Комиссаровой о предложенном законопроекте. Она считает, что в этой инициативе есть здравый смысл. "Многие советские торговые марки действительно изначально не принадлежали ни одному кондитерскому или мясоперерабатывающему комбинату", - замечает эксперт. В отношении покупки российских компаний иностранцами, Татьяна Комиссарова заметила, что это происходит и сейчас. По ее словам, если у государства есть желание защитить легендарные торговые марки, ставшие частью истории страны, есть смысл сделать специальный реестр брендов, которые запрещается продавать нерезидентам.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы