ЕАЭС

Вадим Козаев: «Принципиальных несоответствий нет»

Вадим Козаев, начальник отдела анализа рисков и постконтроля департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, в эксклюзивном интервью ИАИ «ПРОВЭД» рассказывает о работе УЭО в рамках Таможенного союза и о том, что еще предстоит сделать для взаимного признания статуса УЭО основными торговыми партнерами.

Вадим Русланович, как вы считаете, эффективен ли на сегодняшний день институт уполномоченного экономического оператора (УЭО) в Российской Федерации и насколько он удобен для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД)?

– Как представитель Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), должен отметить, что институт УЭО в рамках Таможенного союза (ТС) уже состоялся. Цифры говорят о том, что в странах ТС достаточно большой сегмент УЭО (В Республике Беларусь более 330 УЭО, в Республике Казахстан и Российской Федерации более 100 УЭО).

Если мы говорим о том, что институт УЭО состоялся, это означает, что он достаточно эффективен и востребован. Однако, хочу подчеркнуть, работа ведется, мы стремимся развивать институт УЭО. Главная цель, это сделать его как можно более удобным как для таможенных органов, так и для участников ВЭД. 

Если сравнить применение статуса УЭО в государствах-членах Таможенного союза, в чем, по вашему мнению, преимущества и в чем проблемы?

– В целом, базовые условия и преимущества у всех одинаковые. Сопоставимость институтов УЭО в странах ТС есть, хотя нужно отметить, что определенные отличия все-таки существуют. В практике функционирования эти отличия преимущественно связаны с тем, что существуют определенные отсылки на законодательство стран ТС. В каждой стране есть свои дополнительные привилегии и условия для УЭО. Но начальном этапе (2010 год) для нас было важно создать основу для внедрения такого международного стандарта в практику работы трех государств. Теперь, учитывая глубину интеграционных процессов, наша задача максимально унифицировать подходы к данному институту, чтобы создать предпосылки для взаимного признания УЭО  прежде всего в Таможенном союзе, а в дальнейшем предусмотреть основу для взаимного признания УЭО с нашими основными торговыми партнерами.

Мы (ЕЭК) в свою очередь попытались обобщить национальную практику и создать единый унифицированный перечень специальных упрощений и условий получения статуса УЭО, который предлагается реализовать в проекте главы по УЭО разрабатываемого Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

– В чем состоит основная разница регулирования института УЭО в странах Таможенного союза?

– В основном разница в процедурных вопросах присвоения статуса УЭО. Это порядок ведения реестра УЭО, процедура принятия заявления, срок его рассмотрения и т.д. – все это регулируется национальным законодательством. Этот сегмент, по нашему мнению, необходимо сохранить за национальным законодательством.

У каждого государства-члена Таможенного союза, как я уже отметил, имеются свои дополнительные преимущества и условия. Данные вопросы, по нашему мнению, в условиях взаимного признания УЭО должны быть максимально приближены и унифицированы.

Основные принципиальные вопросы деятельности УЭО мы планируем урегулировать в проекте главы по УЭО Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

– Насколько велика разница в международных стандартах и передовых правоприменительных практиках по УЭО  с нормами, включаемыми в проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза?

 

– Если взять рамочные стандарты безопасности Всемирной таможенной организации (ВТамО) и передовую международную практику, то в целом концептуально мы движемся в правильном направлении. Сегодня существует определенное несоответствие – к примеру, это круг лиц, которые могут допускаться к возможности получения статуса УЭО и упрощения в части таможенного контроля (минимизация таможенного контроля). По этим аспектам мы максимально стараемся приблизить положения по УЭО в разрабатываемом проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Но при этом необходимо учитывать, что рамочные стандарты безопасности являются рекомендациями. Иная ситуация обстоит с имплементацией положений Соглашения Всемирной торговой организации по упрощению процедур торговли, положения которой являются обязательными для членов ВТО. 

Важным международным документом также является Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), к отдельным приложениям которой присоединились государства-члены Таможенного союза. На данный момент эти положения обязательны к применению на территории ТС. Более того, в новом проекте главы мы предполагаем в большей степени учитывать Рамочные стандарты безопасности Всемирной таможенной организации и более широкое использование передовой международной практики.

– Какие выгоды от реализации существующих предложений ЕЭК получат участники ВЭД, по сравнению с имеющимися? И учитывались ли в разработке данных предложений пожелания бизнеса?

– Мы существенно расширили перечень специальных упрощений для участников ВЭД. Участники ВЭД получат дополнительные упрощения – существенно большие, чем имеют сейчас, – в том числе в части таможенного контроля.

Еще одним важным преимуществом для бизнеса является предоставление возможности получения статуса УЭО не только декларантом товаров, но и таможенным представителем, перевозчиком, экспедиторам, складам и иным заинтересованным лицам, т.е. мы существенно расширили круг лиц, которые могут получить статус УЭО.

В составе Рабочей группы по УЭО, созданной при Консультативном комитете по таможенному регулированию, включены представители бизнес-ассоциаций трех стран и УЭО. Мы максимально стараемся вовлечь в этот процесс предпринимателей из разных сфер деятельности (импортеры, экспортеры, торговые компании, таможенные представители, консалтинговые компании и т.д.) и делаем его максимально открытым, тем самым следуя Рамочным стандартам безопасности ВТамО и руководству ВТамО по УЭО.

Можно констатировать тот факт, что бизнес принимал самое активное участие в работе по разработке новой главы по УЭО ТК ЕАЭС и такая практика будет поддерживаться и при подготовке проектов Решений ЕЭК, которые будут разрабатываться в развитие положений главы по УЭО.

В какой степени  в разработке учитывались положения международных конвенций и рекомендаций? Почему типы УЭО в проекте Таможенного кодекса (по набору упрощений) отличаются от установленных в Таможенном кодексе Европейского союза и Киотской конвенции (Customs, Security, Full)? Как при таких различиях мы намерены в будущем переходить к взаимному признанию статуса, который неоднократно декларировал министр ЕЭК Гошин в своих выступлениях?

 – Разрабатываемая редакция главы по УЭО учитывает лучшие зарубежные практики по УЭО. Учитывается опыт стран АТЭС, Евросоюза, Китая и других стран. Полагаю, что принципиальных несоответствий нет и даже разделение по сертификатам соизмеримо. По моему мнению, проект разрабатываемой главы по максимуму соответствует всем передовым международным стандартам и наилучшим практикам в данной области, что в свою очередь позволит в дальнейшем перейти к процессу взаимного признания статуса УЭО основными торговыми партнерами.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы