Экономика

Осенью начнутся массовые блокировки банковских счетов

В сентябре банки получат право блокировать сомнительные, по их мнению, операции клиентов и их карты, согласно новому закону, принятому Госдумой. Это приведет к массовым блокировкам счетов законопослушных граждан и компаний, считают эксперты.


 

По новому закону блокировке подлежат переводы от юрлица множеству физлиц, находящихся в разных регионах, пояснил исполняющий обязанности директора департамента информационной безопасности Центробанка Артем Сычев.

Если транзакция покажется банку сомнительной, он должен будет связаться с владельцем счета, потребовать объяснений по поводу такого платежа. Пока объяснения не получены, банк приостановит или заблокирует на срок до двух дней совершение операций по банковской карте клиента, его электронному кошельку, мобильному приложению и т.д. То же самое произойдет, если банк обнаружит «признаки совершения денежного перевода без согласия плательщика».

Если за два дня владелец счета так и не выйдет на связь, банк разблокирует средство платежа и проведет транзакцию, послужившую причиной блокировки.

Эти новации создают почву для злоупотреблений со стороны банков и приведут к массовой блокировке счетов, уверены эксперты.

 

Непонятные платежи

Новый закон анонсировался как механизм защиты граждан от действий мошенников. Однако эксперты утверждают, что прежде всего он направлен на борьбу с компаниями, уклоняющимися от уплаты налогов.

«Это типичная схема обнала. Фирмам невыгодно показывать реальную финансовую отчетность, платить зарплатные налоги, НДС, налог на прибыль. Они выводят деньги на карты подставных лиц под видом займов или оплаты услуг», — рассказывает Валентина Зайцева, главный бухгалтер одной из петербургских компаний.

ЦБ: в 2017 году объем сомнительных операций составил 422 млрд рублей, в том числе 326 млрд рублей — транзакции по обналичиванию. Из них 152 млрд рублей — операции по обналичиванию средств со стороны физлиц.

По словам члена экспертной группы Счетной палаты Аллы Дворецкой, фирмы также нередко переоформляют вклады на подставных лиц в случае банкротства банка, чтобы получить компенсацию от Агентства по страхованию вкладов. «Страхование осуществляется только в отношении вкладов физических лиц. Когда предприятие видит, что банк, в котором оно держит депозит, банкротится, оно переводит деньги на счета «ивановых, петровых и сидоровых», которые получают миллионы в качестве возмещения. Эта незаконная схема называется дроблением», — говорит Дворецкая.

Под контроль банков попадут и платежи непонятного назначения. «Обнальная схема внешне часто выглядит как оплата труда, но, если проводить деньги как зарплату, придется платить НДФЛ и социальные взносы. Поэтому обнальщики проводят деньги как расчет за фиктивные разовые услуги. Если профиль деятельности фирмы не предполагает таких платежей или их много, а получатели всегда разные и находятся в разных точках страны, это вызовет подозрения», — отмечает Валентина Зайцева.

 

Роботы против обнальщиков

Впрочем, закон все же защитит интересы простых держателей карт, уверен доцент кафедры регулирования деятельности финансовых институтов РАНХиГС Юрий Твердохлеб. Он поможет бороться с такой формой сетевого мошенничества, как фишинг, когда логины и пароли выманивают, создавая фэйковые интернет-сервисы. А также с карманниками, использующими переносные кассовые аппараты, снимающие небольшие суммы с карт без набора пин-кода.

Теперь под контроль попадут не только крупные финансовые операции, но и мелкие хищения. При этом честным гражданам, по словам Твердохлеба, беспокоиться не о чем.

«Если клиент банка одновременно закрывает долги более чем десятку людей, он должен объясниться. Сегодня банки анализируют действия клиентов, определяя типичные для них операции. Если они отличаются от традиционных, банк может заблокировать движение средств, чтобы выяснить, выполняет платежи сам клиент или какие-то внешние силы. Плательщику посылается запрос, он предоставляет обоснования назначения платежа, и, если они не вызывают подозрений, карту разблокируют», — поясняет механизм Юрий Твердохлеб.

Алла Дворецкая высказывается о перспективах применения закона более осторожно: «Центробанк ставит заслон, чтобы не прошел подозрительный платеж. Остальное — не его компетенция. Технически можно заблокировать все, но дальнейший алгоритм действий пока не до конца ясен».

Кроме того, закон дает банкам богатые возможности для злоупотреблений — ведь сами банки будут определять, сомнительна операция по счету или нет. Также банки сами будут решать, заслуживают ли доверия документы, которые клиент предоставил в доказательство, что транзакции по его счету законны.

Войну с теневым бизнесом сегодня ведут роботы: налоговая служба и банки автоматизируют системы контроля и создают списки неблагонадежных клиентов. «При этом под раздачу попадают и обычные граждане, — отмечает Валентина Зайцева. — Если вы получаете зарплату несколько раз в месяц или решили раздать долги сразу нескольким кредиторам, банк может заблокировать вашу карту и потребовать отчета о назначении платежей».

Эксперты отмечают, что государственные инициативы, какими бы благими они ни были, редко обходятся без недочетов, создающих проблемы для участников рынка. Например, так произошло с «антиотмывочным» ФЗ-115: банки стали использовать его для блокировки сомнительных, с их точки зрения, операций. В итоге в 2017 году с массовой блокировкой счетов столкнулись полмиллиона предпринимателей. Эксперты уверены, что ситуация повторится и с новым законом.

 

Фото: dolg.guru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы