Экономика

Белорусскую колбасу и свинину запретили: что их заменит?

Не успел утихнуть скандал вокруг белорусского молока, как Россельхознадзор вводит новые меры. На этот раз временные ограничения коснулись свиного мяса и живых свиней. Какие белорусские продукты мы потеряем и чем их заменим?

 


Новый запрет начал действовать с 10 апреля. Причиной в очередной раз оказался вирус африканской чумы свиней, который был выявлен в готовой мясной продукции «Гомельского мясокомбината». Как отмечалось на сайте Россельхознадзора, всего было зафиксировано восемь случаев выявления генома в белорусской продукции. Вирус нашли в «Краковских» сосисках и вареной колбасе «Чесночная Смак».

Под запрет попал очень широкий перечень позиций. Живые свиньи, генетический материал, свинина, сырые свиные мясопродукты и субпродукты, а также вся готовая продукция, которая имеет в своем составе свинину, в частности, колбасы, сосиски, тушенка и другие продукты, а также корма и кормовые добавки. Более того, под запретом оказались мясо диких кабанов, кожевенное и кишечное сырье, щетина и охотничьи трофеи, которые не подвергались полной таксидермической обработке. Запрет вводится на неопределенный срок.

По многим видам продукции, которую затронули запретные меры, Беларусь не только занимала первое место среди импортеров, но и фактически была монополистом. Поэтому при смене поставщиков вряд ли удастся избежать роста цен на импорт, тем более что Беларусь поставляла в Россию продукцию по более низким ценам, нежели другие страны.

Пожалуй, одно из самых важных направлений нашего импорта из Беларуси – это закупки колбасной продукции, которая содержит свинину. После того, как стало действовать продуктовое эмбарго, белорусы стали стремительно завоевывать наш рынок и наращивать поставки. В 2015 году объем экспорта данной продукции из Беларуси в Россию составлял 28,87 тысячи тонн, а в 2017 году вырос до 37,64 тысячи тонн. Более того, почти весь импорт колбасной продукции в Россию – это продукция из Беларуси. Доля белорусских колбас превышает 97% в нашем импорте. Среди других поставщиков – Сербия, Казахстан и Швейцария, однако их поставки крайне малы, а потому быстро найти новых поставщиков нам вряд ли удастся.

Но доля импортной продукции на российском колбасном рынке невелика. Производство колбас в России в 2017 году Росстат оценил в 2,3 млн тонн, доля импорта составила менее 2%, поэтому отсутствие продукции на прилавках потребители вряд ли не заметят. Но белорусские колбасы стали уже своего рода брендом, которому доверяют покупатели из-за цены и качества.

Аналогичная ситуация со свиным мясом, субпродуктами в рассоле, солеными и копчеными, куда попадают столь любимые россиянами корейка и грудинка. После введения эмбарго их поставки из Беларуси увеличились в разы. Если в 2015 году импорт России из Беларуси составлял 8,27 тонны, то уже по итогам 2017 года достиг 55,03 тонны, что составило почти 90% всего объема импорта данной продукции в РФ. Для сравнения, из Аргентины в прошлом году мы импортировали 3 тонны такой продукции, из Сербии – 2,4 тонны, из Сан-Марино – 920 килограммов. Как и в случае с колбасой, российскому производителю есть, чем заменить белорусские товары, однако тем, кому полюбилась исключительно белорусская продукция, придется искать замену.

Объем импорта свиных паштетов, тушенки и прочих консервов в Россию по итогам 2017 года составил 7,18 тысячи тонн, при этом более 60% прибыло из Беларуси. Однако товарная позиция 1602, куда входят данные продукты, под санкции не попала, а потому треть этих поставок к нам идет из Италии, Сербии и Венгрии, и в будущем эти страны могут увеличить поставки.

 

 

Импорт живых свиней в Россию сильно отличается год от года. В 2017 году в РФ привезли 5608 свиней, из которых только 1825 прибыли из Беларуси. Остальных к нам привезли в основном из Канады, а также из Швейцарии и Норвегии.

Доля Беларуси в поставках свиного мяса более чем скромная – всего 2%. Почти вся свинина в Россию идет из Бразилии – около 255 тысяч тонн при общем объеме импорта в 281,2 тысячи тонн. Остальное везется из Чили, Сербии, Аргентины и Парагвая. Из стран Латинской Америки к нам идет замороженная свинина. А Беларусь поставляла в Россию в основном свежие и охлажденные туши и полутуши, и в этом сегменте заменить ее практически некем. Впрочем, российские покупатели едва ли что-то заметят, поскольку в России ежегодно производится около 4,57 млн тонн свинины, то есть в 16 раз больше, чем мы ввозим.

Таким образом, из-за нового запрета Россельхознадзора российские потребители едва ли увидят пустые прилавки, а вот для белорусского производителя такой расклад не выгоден. По данным Белстата, в экспорте свинины и субпродуктов из Беларуси доля российского рынка превышает 99%, а в поставках колбас и консервов – 91%.

 

Фото: pixabay.com

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы