Таможня

Представитель ФТС рассказал о самых острых моментах соблюдения мер технического регулирования

Соблюдение мер технического регулирования – это terra incognita для всех, кто занимается импортом продукции. Свое выступление на XIV Ежегодной таможенной конференции «Таможня и бизнес: 10 шагов навстречу» заместитель начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС Андрей Рязанов полностью посветил этой теме. Всем заинтересованным ПРОВЭД предлагает расшифровку выступления Андрея Рязанова.

 


ЕЭК готовит новый документ – бизнес не в курсе

Меры технического регулирования администрируются исключительно на наднациональном уровне. Пункт 8 приложения 9 к Договору о ЕАЭС требует от Евразийской экономической комиссии принять акт о порядке ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Союза. Документа пока так и нет, но есть решение Коллегии ЕЭК № 74, которым создана рабочая группа. В нее входят только представители федеральных органов государственной власти в отличие от иных государств, где бизнес полным ходом участвует в этой работе. Я призываю бизнес выйти в ЕЭК с предложением об участии в рабочей группе.

Проект документа (предусмотренного пунктом 8 приложения 9 к Договору о ЕАЭС – прим. ред.) уже есть, очередное совещание состоится в марте. Ничего нового по сравнению с 294-м решением (Решение Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 года N 294 – прим. ред.) не предлагается, хотя российская сторона настаивала на сокращении случаев представления документов и определения более четкого порядка взаимоотношений между таможней и бизнесом. К сожалению, не очень оперативно в ЕЭК готовят документ, и результаты проработки до бизнеса не доводятся, что очень плохо. Поэтому обращайтесь в ЕЭК и включайтесь в рабочую группу.

 

Простота и удобство для бизнеса

Есть одна новелла в ТК ЕАЭС – это статья 80, которая гласит, что документы и сведения все-таки должны быть представлены. С одной стороны, документы требуются, но с другой – могут не представляться. Противоречие уже в одной статье. С пониманием этой коллизии мы пошли по пути обеспечения возможности представления бизнесом документов самостоятельно по своему желанию.

Размещение через личный кабинет документов в своем архиве признается таможней как факт представления этих документов до подачи таможенной декларации. Таким образом, через личный кабинет можно увидеть статус документа глазами таможни.

Вы знаете, что как только вступил в силу ТК ЕАЭС, начал работать профиль риска. Он предполагал достичь две цели. Первое – не допустить несоблюдения запретов и ограничений, то есть не допустить нарушения Кодекса. Второе – не допустить неправомерных действий таможенника, который запрашивал бы документы, когда этого делать не нужно.

Не военную тайну раскрываю, что в течение месяца этот профиль риска работал. Официально докладываю, что профиль риска с 10 января по 8 февраля 2018 года сработал 24600 раз. Информационная система в автоматическом режиме запрашивала Росаккредитацию, которая в ответ также в автоматическом режиме предоставляла сведения о сертификатах и декларациях о соответствии. 24600 раз – это от общего объема всего 2,9% случаев неинформативных ответов, когда либо сведения отсутствовали, либо была техническая ошибка.

Хочу обратить ваше внимание: в объекты таможенного контроля попали только 2,9% сертификатов и деклараций о соответствии от всех поданных! И это не значит, что 24 тысячи раз за месяц таможенники потревожили декларантов. На самом деле – всего 82 раза, а в остальных случаях таможенник обращался к электронному архиву декларанта.

Мы для удобства, чтобы ком первой ошибки не остановил процесс выпуска, разработали маски разрешительных документов. При соблюдении всех условий возможна автоматическая регистрация декларации. Любые сбои в авторегистрации не зависят от несоответствий в сертификатах и декларациях о соответствии. Свыше 90% деклараций мы смогли выпустить в автоматическом режиме. С точки зрения обеспечения возможности совершения таможенных операций и принятия решений системой по регистрации и выпуску мы достигли показателей, поставленных программой развития таможенной службы до 2020 года.

 

Безопасность для государства

Безопасность для государства обеспечивается применением форм таможенного контроля. Сейчас в Кодексе есть не только формы таможенного контроля, но и меры, обеспечивающие их применение. Если раньше не очень внятно могли понять, то кодекс напрямую дал понять и бизнесу, и таможенникам, что меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, – это и есть меры по минимизации рисков.

В отношении сертификатов и деклараций о соответствии может быть применена только одна форма таможенного контроля: проверка документов и сведений о них. Конструкция декларирования товаров не предполагает представления документов на бумажных носителях. Только в электронном виде и только в качестве сведений.

Мы категорически против и будем бороться с представлением сканированных и еще каких-то там документов. Есть альбом форматов, есть утвержденный формат документа – это автоматическая обработка сведений. Только в этом виде, только в этом формате.

Единственная мера, обеспечивающая эту форму контроля, – запрос документов. Больше ничего другого быть не может. Проверка соблюдения мер технического регулирования направлена исключительно на проверку сведений.

Опять же новелла: есть сведения О документе, а есть сведения ИЗ документа. Второе – это некие заполненные поля, которые мы способны сопоставить с полями таможенной декларации и данными информационных ресурсов, собственных и иных федеральных органов исполнительной власти. Сегодня это три поля: страна происхождения, код ТНВЭД и – через ОГРН – выход на ИНН. Возможно, завтра через принятие соответствующих решений ЕЭК мы что-то еще формализуем. Но пока машина не направлена, чтобы что-то еще выискивать.

 

Проверка маркировки – это не самоцель

Страшную вещь рассказывают представители участников ВЭД, о которой я предлагаю забыть: проверка маркировки требованиям технического регламента. Я откровенно скажу: мы остановим вообще весь импорт, если подпустим таможенника к проверке обязательной маркировки. Не ставится задача (и в ближайшее время не будет поставлена) перед таможенниками проверять соответствие обязательной маркировки требованиям техрегламента. Это дело Роспотребнадзора – пусть Роспотребнадзор этим и занимается.

Да, есть разные судебные решения. Но позиция ФТС такова: они касаются конкретных поставок. Даже если судебное решение в пользу таможенного органа, мы не распространяем его огульно на остальные поставки. Я не призываю судиться, более того, я говорю о том, что решение возможно не на уровне обжалования. Это рабочие моменты. Мы живем в отсутствии полного комплекта решений Совета и Комиссии, соответствующих нормативных правовых актов России. У таможни руки связаны относительно подготовки технологий, инструкций совершения таможенных операций.

Что касается маркировки непосредственно знаком ЕАС. Да, наличие маркировки проверяется, но, во-первых, это единичные случаи. Из тех 2,9%, возможно, было несколько случаев проверки маркировки, исходя из интуиции таможенного инспектора или чего-то еще.

Во-вторых, уже принято решение и в ближайшее время будет оформлено документально: все веселые картинки по применению системы управления рисками в отношении сертификатов и деклараций о соответствии, которые разрабатываются и компонуются РТУ и таможнями, будут исключены. Профили рисков по данному вопросу будут разрабатываться только на федеральном уровне и единообразно применяться для всей системы.

Как выявляются объекты и поставки, где маркировка проверяется, вы сами можете проверить, когда декларируете свой товар, – через сайт Росаккредитации, где есть результаты проверок аттестованных органов. Все сертификаты, выданные органами, попавшими в «черный» список, автоматически ложатся в нашу систему управления рисками. Как только сертификат появляется в таможенной декларации, таможенник должен проверить наличие знака обращения на рынке. Маркировка знаком ЕАС непосредственно привязана к конкретному лицу – иностранному изготовителю, лицу, выполняющему его функции или импортеру. Если ввозится партия, то маркировка должна появиться исключительно после ввоза. Если партия промаркирована за границей, то это вопрос – а как наш любимый импортер умудрился, где он что-то лепил и с помощью кого. Поэтому когда ввозится отмаркированная партия – для нас это рисковая ситуация. Поэтому маркирование должно быть здесь. Где и как – категорически не наш вопрос.

Ответа на вопрос, можно ли маркировать в ходе временного хранения, у меня нет. До 1 января 2018 года я считал – нельзя однозначно. Сейчас – не знаю, нужна дополнительная проработка этого вопроса.

Цель проверки наличия знака ЕАС – определить, относится документ к товару или нет. Знак наносится после завершения всех процедур оценки подтверждения соответствия. Если мы говорим «всех процедур», то значит, предыдущая процедура подтверждения соответствия была – выдача сертификата или регистрация декларации о соответствии. Понимаете логику? Если все процедуры не выполнены, то не выполнена и последняя, а значит, появляется риск представления документа, не относящегося к товару. Этот риск мы формально должны снять, а снять можно либо через проверку всей маркировки (и это немыслимо!) либо через проверку знака ЕАС.

Если вы помните, были ситуации, когда проверка знака (особенно в Северо-Западном управлении) сопровождалась немыслимыми операциями с нарушением упаковки, приведением товаров в нетоварный вид, требовавшим дополнительной переупаковки. А это дорогостоящие операции относительно отдельных видов товаров вроде косметики или электроники. Тем не мене мы видим ситуации, когда кто-то пытается начать маркировать, вскрывая товар уже самостоятельно, потом фотографируют и рассказывают, что это все таможенники.

Мы доложили руководству, что наличие маркировки знаком ЕАС на сопроводительной документации для нас должно быть достаточным, чтобы считать, что риск неотносимости документов к товару минимизирован. До таможенных органов эту позицию ФТС довели. Добавить нечего.

 

Ввоз образцов

Нет и не будет определения особенностей ввоза образцов на уровне того нового порядка, который разрабатывается. Это не самоцель – проверка ввоза образцов. Я вас уверяю. Это не стопроцентная наша какая-то супер акция, супер работа. Это предмет появления или формирования некоторого индикатора, связанного с совершением таможенных операций, которые должны быть совершены до подачи таможенной декларации.

Проверка ввоза образцов наступает тогда, когда вы представляете недостоверные или не представляете сведения о заявителе. Либо сведения о заявителе не подтверждаются путем сопоставления с имеющейся информацией. Сейчас количество документов о соответствии в базе таково, что любой контекст запроса, любое сочетание символов и букв может выдать целый перечень каких-то сочетаний, которые будут противоречить тому, что вы декларируете. Прежде чем получить какой-то документ, ознакомьтесь элементарно с его содержанием. Вы за это платите деньги и не малые.

Сведения о документе представляются один раз. Сведения может представить любые лица, уполномоченные заявителем на представление этих документов. И проверка полномочий заявителя не является какой-то тотальной проверкой.

Смена каких-либо реквизитов организаций (название, юридический адрес, организационно-правовая форма) не предполагает требований таможни на замену этого документа! Таможенник вообще не вправе потребовать иной документ, если представлен документ действительный. Если у него есть необходимость уточнить, то он запрашивает дополнительные документы и сведения. Есть и у вас возможность уточнить, то есть возможность представить иные документы помимо сертификата или декларации о соответствии, где указаны недостоверные сведения. Это норма кодекса.

Есть такая, прошу прощения, фишка, придуманная ЕЭК, как признак представления документа. Для сертификатов и деклараций о соответствии – два признака: уникальный номер из электронного архива и номер предшествующей декларации на товары. Если вы указываете номер второго признака, то указываете номер предшествующей декларации на товары. Таможенник не имеет права вам задать ни одного вопроса относительно мер технического регулирования. Он сначала тогда должен изменить предшествующее решение по предшествующей таможенной декларации, а затем уже начать задавать вопросы вам.

 

Про возможность узнать статус документа

Статус документа – то есть будут ли к вам вопросы в принципе – это достояние ближайшего будущего. Соответствующий проект приказ находится в Минфине, он прошел все необходимые согласования. Смысл того, что мы придумали: вы имеете возможность обратиться нашими глазами в информационный ресурс и увидеть то, что видит таможня. Мы делаем следующее: вы увидите не то, что видит таможня, а увидите «расцветку» документов (зеленый, желтый, красный) с перечнем возможных действий таможенника к вам. И вы заранее об этом будете знать: что может произойти, какие вопросы возникнут, в какой сфере. И да, там будет прописана вещь, связанная с проверкой маркировки знаком ЕАС.

 

Разъяснения ФТС и Росаккредитации

Относитесь к разъяснениям ФТС и Росаккредитации более спокойно. Официально заявляю: они носят исключительно информационный характер и никто не будет наказан за их невыполнение или игнорирование.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы