Экономика

Онлайн-такси: быстро, удобно, недорого, но не безопасно

Онлайн-такси – это не только возможность быстро добраться в любое место, но и способ быстро заработать. Переход на современные формы ведения бизнеса дал дополнительные возможности для его развития за счет экономии, однако сделал более уязвимой безопасность.

 


Сплошные плюсы

Для работодателя это хороший способ оптимизации расходов. Наибольшую экономию дает отсутствие собственного парка машин за счет привлечения личных автомобилей водителей. Интернет-технологии позволяют экономить на содержании штата сотрудников, аренде помещения, налогах. Мобильные приложения заменяют телефонную связь и операторов, которые зачастую работают на дому, а из оборудования им нужен только компьютер или даже телефон с выходом в интернет. Экономится также время, которое уходило на ведение документации.

Много плюсов такой подход дает и водителям онлайн-такси. Они могут работать не полный день, а в удобное для себя время, самостоятельно выбирая график. Это также хорошая возможность подработать тем, у кого сезонная, мало оплачиваемая работа или кто временно лишился постоянного места.

Высокий спрос приводит к конкуренции, что хорошо для заказчика: машин много – долго ждать не приходится, а цены снижаются. В итоге довольны все, а бизнес выходит на новый уровень.

 

Объединение для оптимизации

Весной 2017 года объединились российские такси-агрегаторы RuTaxi (владелец брендов «Везет», «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн», RedTaxi). Инвестором объединенной компании выступил фонд UFG Private Equity. Представитель акционера UFG Артур Акопьян сообщил, что в слияние вложено около 100 миллионов долларов. Компания собирается привлечь еще 200 миллионов на выход в новые города, развитие сети в Казахстане и других странах СНГ, в совершенствование мобильного приложения, в маркетинг.

– Мы понимаем, что российский рынок проходит масштабную консолидацию, в конечном счете останется два-три крупных игрока. Мы видим себя одним из этих игроков, – пояснил Артур Акопьян.

Осенью произошло слияние «Яндекс. Такси» и Uber, контролирующих 69% российского рынка. Антимонопольная служба одобрила сделку, сделав акцент на «возрастающую роль цифровых технологий в экономике и социальной сфере».

– Для эффективного развития рынка в условиях добросовестной конкуренции такие меры следует предпринять всем участникам рынка, их реализация обеспечит защиту прав и безопасность потребителя, – прокомментировал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

 

«Работать в такси теперь стало намного проще»

Такой слоган размещен на сайте одного из сервисов, который объединяет Intertos, RbTaxi, Taxik («Яндекс. Такси»). Действительно, сегодня процедура оформления сведена к минимуму, главное требование к работнику – наличие хорошей машины.

– Наличие иномарки в хорошем состоянии с левым рулем не старше 10 лет; номера авто обязательно российские; наличие лицензии на такси (если нет, можно начать работать, а потом сделать у нас); носитель с выходом в интернет на базе андроид 4.0 и выше; вежливость и опрятный внешний вид; желание зарабатывать деньги, – такие основные требования к соискателям перечислены на сайте.

Зачастую компании предлагают водителям дополнительные услуги. Данный сервис предоставляет аренду авто, получение лицензии на 5 лет без открытия ИП или ООО (от 2 до 30 дней по цене до 8 тысяч рублей), оклейку автомобиля в фирменный желтый цвет (9 тысяч рублей). Так подключается побочный бизнес – можно привлечь юристов и нотариусов, рабочих, подтянуть ремонтные службы.

Но главное, что привлекает многих, это гибкий график и простое оформление, которое в некоторых компаниях упрощено до минимума. О том, как это работает в одной из популярных служб Ростова-на-Дону, рассказал житель города Алексей.

– У меня работа сезонная, летом, бывает, работаю без выходных, а зимой приходится простаивать, особенно в январе. У меня новенькая KIA Rio, на бензин деньги нужны, на жизнь тоже пригодятся, я и решил попробовать. Тем более что многие друзья давно этим занимаются и довольны, – отметил новоявленный таксист.

Для трудоустройства сначала нужно было пройти регистрацию на сайте и скачать на телефон мобильное приложение. Затем – оформление в офисе по одному из указанных адресов. По словам Алексея, его друзья рассказывали, что можно миновать и эту процедуру: когда не хватало водителей, все решалось в телефонном режиме. В офисе Алексея встретил единственный сотрудник, который оформил его буквально за три минуты. Бегло окинул взглядом паспорт (убедился, что есть 18 лет), посмотрел права (даже копию не сделал), осмотрел машину и назвал сервис для терминала. В терминале «водитель такси» оплатил 4-часовой тариф за 55 рублей, после чего ему на телефон стала приходить информация о заказах. По истечении оплаченного времени этот доступ закрывается.

Тарифы разные: 55 или 80 рублей за 4 часа, 160, 235 или 340 рублей в сутки, 1350 или 1850 рублей в неделю. При желании тариф можно поменять самостоятельно в личном кабинете в телефоне.

Результат Алексея – от 1000 до 2500 рублей. Заработок зависит от удобства расположения заказов: чем ближе к месту нахождения в данный момент, тем больше их успеваешь выполнить без наматывания лишних километров. Если работать регулярно и по повышенному тарифу (на дальние расстояния, ночью), вполне можно зарабатывать 30 тысяч в месяц и больше.

 

Удобство не гарантирует безопасность

Не во всех службах онлайн-такси должным образом уделяется внимание безопасности. Техническое состояние автомобиля не подлежит строгому контролю. К тому же при столь частой смене водителей сложно учесть опыт каждого, уследить за состоянием их здоровья, уровнем адекватности, манерой вождения.

– Однажды мой сын, сам автолюбитель, отправился в гости к другу на такси. За рулем сидел совсем мальчишка, которому, видимо, родители только купили новую тачку. Он явно был неопытен, не знал дороги, правил, и ему приходилось многое подсказывать. При этом он пытался лихо обгонять, нарушал правила, в конце поездки врезался в столб. Слава богу, что он разбил только машину, – рассказала ростовчанка Елена Васильева.

Проблема безопасности пассажиров остается слабым звеном служб онлайн-такси. Неясно, кто несет ответственность за пассажира – таксист или перевозчик, так как на этот счет нет законодательной базы. В случае ДТП пострадавших пассажиров перевозчики чаще всего бросают на произвол судьбы.

Так, ранее СМИ сообщали об истории жителя Санкт-Петербурга Дмитрия Бобкина. Петербуржца вез водитель, который заснул за рулем, потому что занимался извозом, как потом выяснилось, 15 часов без отдыха. Таксист погиб, а Дмитрий получил серьезные травмы, потратил на лечение около полумиллиона, остался без работы. Страховая компания пообещала ему частично оплатить лечение при наличии чеков, а «Яндекс. Такси» выплатила только стоимость поездки – 72 рубля. Компания-перевозчик считает, что по закону она ответственности не несет.

По существующему законодательству легковое такси не относится к общественному транспорту. Поэтому в случае травмы, приведшей к инвалидности 1 группы, его пассажир может получить компенсацию до 500 тысяч рублей, тогда как пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая может рассчитывать на сумму до 2 миллионов.

 
Партнеры:
Loading...