Экономика

Малый и средний бизнес стал локомотивом европейской торговли

Евростат опубликовал отчет о том, какую долю во внешней торговле региона генерирует исключительно малый и средний бизнес. Пока в России чиновники придумывают все новые и новые налоги для бизнеса, в Европе МСП не только процветают, но и становятся настоящим локомотивом экономики. Чего добились в ЕС?

 


Торговля внутри Евросоюза

В Европе к предприятиям малого и среднего бизнеса относят компании численностью менее 249 человек. Они вносят наибольший вклад во внутриевропейскую торговлю товарами. 98% предприятий, торгующих внутри Евросоюза, – это МСП. Но удивительно то, что 70% из этих компаний – это микропредприятия численностью до 9 человек. Такие данные приводит Евростат за 2015 год, цифры за прошлый год аналитики пока еще не посчитали.

В отличие от России малый бизнес в Европе гораздо менее стеснен в своих возможностях, в том числе в сфере ВЭД, он уверенно двигает экономику вперед, быстро адаптируется к изменениям и создает рабочие места – за последние пять лет МСП обеспечили более 85% вновь созданных рабочих мест в Евросоюзе. Именно на малых предприятиях трудится около 67% занятого населения Евросоюза, а совокупная добавленная стоимость, которую МСП создали для экономики, оценивается в 3,9 трлн евро.

В целом доля малого и среднего бизнеса в ВВП различных стран Евросоюза колеблется от 40 до 80%, а в среднем по региону она составляет 67%. Тогда как в России ВВП формируют в основном госкорпорации и крупный бизнес, а доля малых предприятий намного скромнее – всего 20%.

На малые и средние предприятия приходится 51% всего внутриевропейского импорта и 45% экспорта. Среди них объемы поставок микропредприятий тоже внушительны: 13,2% – по экспорту, 14,9% – по импорту.

 

MSP 1 1

 

При этом наибольшие доли малого бизнеса в экспорте стран приходятся на такие государства, как Кипр (88%), Латвия (81%), Бельгия (70%), Эстония (68%) и Нидерланды (67%). В то же время в Германии и Франции, напротив, наибольшая доля приходится на более крупный бизнес, а доля малого бизнеса в экспорте страны занимает менее 20%.

Похожая тенденция наблюдается и во внутреннем импорте Евросоюза. Больше всего товаров экспортируют малые и средние предприятия из Латвии (85%) и Кипра (82%), также в лидерах – Эстония (79%) и Литва (78%). В то же время самая скромная доля данных предприятий во Франции, Германии и Чехии – всего около 7%. Большую часть экспорта этих стран генерируют в основном крупные промышленные предприятия. Подобное разграничение между странами во многом связано с промышленной специализацией стран в Евросоюзе.

 

MSP 2

 

Международная торговля

Торговые успехи малого бизнеса внутри Еврозоны можно было бы списать на отсутствие таможенных пошлины и различных взаимных ограничений. Однако МСП Европы прекрасно себя чувствуют и на международной арене.

По данным Евростата, именно малый и средний бизнес ввозит 45% всех товаров, которые поступают из других стран, и отправляют сами 33% всех товаров из Европы. При этом микропредприятия, то есть компании численностью до 9 человек, играют в этом немаловажную роль. Они закупают 14% от импорта всех товаров и отправляют на экспорт 8% всей продукции.

А вот российский малый бизнес на международной арене появляется намного реже. Настолько, что даже нет официальной статистики, которая бы подсчитывала внешнеторговые результаты отдельно для небольших компаний. По подсчетам Российского экспортного центра, их доля в экспорте оценивается в 1%, но также есть и другие независимые оценки в 6%.

 

MSP 3 1

 

В Европе среди самых многочисленных малых компаний стоит отметить предприятия из тех стран, которые специализируются на сельском хозяйстве и производстве потребительских товаров. Однако европейский бизнес поставляет в мир не только продукцию этих предприятий, но и всевозможную высокотехнологичную продукцию и оборудование.

Наибольшая доля импорта на малый и средний бизнес приходится в таких странах, как Кипр (88%), Бельгия (82%), Эстония (76%) и Латвия (69%). И эти же государства удерживают лидерство по экспорту среди МСП.

 

MSP 4

 

Однако за последние годы численность малого и среднего бизнеса в Европе почти не росла и даже немного снижалась. Эксперты это связывают с тем, что многие так и не смогли оправиться после кризиса 2008 года. Но, несмотря на это, увеличивались объемы добавленной стоимости, которые МСП генерировал.

 

MSP 5

 

Не обходится и без господдержки. Хотя в Евросоюзе и не выдаются субсидии, государство часто предоставляет малому бизнесу кредитные гарантии, компенсирует расходы на выплату процентов по займам. Однако главный упор делается, скорее, не на сами формы поддержки, а на создание благоприятной среды, при которой предприниматели хотели бы создавать бизнес. Власти борются с инфляцией, поскольку она влечет за собой рост процентных ставок, вводит более лояльные правила бухучета, упрощает бюрократические процедуры. Предпринимателям предоставляется нефинансовая помощь – консультационные услуги, курсы, тренинги, создаются бизнес-инкубаторы и бизнес-парки.

Малый бизнес в Европе развивается и двигает экономику вперед. Вместе с торговлей растут и налоговые отчисления, формируется здоровая конкуренция, а в производство внедряются инновации.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы