Общество

Внеплановое увеличение акцизов на топливо: кого хотят обмануть?

Министр финансов Антон Силуанов ранее сообщил, что правительство одобрило внеплановое увеличение акцизов на топливо. Вскоре замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявил, что рост акцизов на топливо существенно не повлияет на цены для потребителей. Так ли это?

 


Бизнес будет работать себе в убыток?

Напомним, правительство одобрило дополнительное внеплановое увеличение акцизов на топливо с 1 января 2018 года. Вырастут акцизы поэтапно: на 50 копеек с 1 января и на 50 копеек с 1 июля 2018 года. Чиновники подсчитали, что увеличение акцизов принесет в бюджет страны около 40 миллиардов рублей. По словам Антона Силуанова, вырученные деньги можно направить на строительство дорог и инфраструктуры в Крыму, Калининградской области и на Дальнем Востоке.

Алексей Головченко, президент Института развития и адаптации законодательства, глава Комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», не согласен с тем, что для потребителей все останется неизменным.

– Чтобы была понятна абсурдность утверждения, можно перевести ситуацию на обывательскую вещь. Это все равно, что сказать следующее: кружка, которая стоила 100 рублей, а ее себестоимость составляла 90 рублей, будет и дальше продаваться по 100 рублей, хотя ее себестоимость достигнет этих же 100 рублей. Это просто абсурд. Замглавы ФАС считает, что предприниматели будут доплачивать потребителям за приобретение их товара? Предпринимателей после таких заявлений можно причислить к праноедам (к тем, кто утверждает, что способен длительное время обходиться без физической пищи и воды или только без физической пищи, – прим. ред.)», – отмечает он.

У предпринимателя есть некоторая наценка, которая сейчас и так уже уменьшилась из-за фискальной политики, поясняет Алексей Головченко. При увеличении акцизов их маржа будет стремиться к нулю, что никак не позволит бизнесу не поднимать цены.

– Это как ситуация на некоторых строительных аукционах. Когда себестоимость проекта 100 миллионов, а выигрывает компания, которая делает его за 90 миллионов. Спрашивается, как? А очень просто. Генподрядчик берет 90 миллионов на проект, покупает расходные материалы, набирает субподрядчиков. После окончания строительства субподрядчики получают ничего. То есть в подобных схемах нельзя сохранить цены, никого не обманув, – говорит эксперт.

 

Бесцельные налоги

Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, напротив, полагает, что кардинальных изменений в связи с внеплановым увеличением акцизов на топливо для конечного потребителя не будет.

– На сегодня уровень акцизов достиг 10% от розничной цены, и невозможно утверждать, что они как-то контролируют процесс производства, сбыта и потребления моторного топлива. Поэтому для покупателей все останется примерно на том же уровне, – говорит собеседник издания.

Однако эксперт считает, что нельзя поднимать налоги, исходя из одного желания направить вырученные деньги на какую-то определенную цель.

– Стоит подчеркнуть, что все решения, связанные с повышением, снижением, введением новых акцизов и налогов, – это вопрос, который должно решать Министерство финансов РФ. «Как будут потрачены деньги?» – этот вопрос не стоит поднимать на стадии обсуждения возможного увеличения налоговой нагрузки. Подобными вопросами должны заниматься законодательные органы власти региона и региональное правительство. Сейчас в СМИ можно часто встретить формулировки, что увеличение акциза пойдет на конкретные цели, в частности, строительство дорог в регионах. Мне кажется, более корректной ситуация, когда у налогов нет определенной целевой направленности, – поясняет он.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы