Экономика

Почему в России бензин дорожает, когда в Америке дешевеет?

Цены на нефть падают, цены на бензин растут. Это кажется абсурдом, но в нашей стране это нормально. Второй раз за год власти повышают акцизы на топливо. Если подготовленный Минфином законопроект будет одобрен Госдумой, то 1 апреля стоимость акциза на бензин увеличится на 2 рубля, на дизель – на рубль. Власти уверяют, что ценники на заправочных станциях не изменятся. Эксперты и автомобилисты ожидают роста цен уже к весне.

В надежде пополнить бюджет

Минфин всеми силами пытается сократить дефицит бюджета в этом году. Акцизные меры, по словам министра финансов РФ Антона Силуанова, принесут в казну 89,3 миллиарда рублей.

Согласно документу, ставка акциза на автомобильный бензин будет увеличена с действующих 10,5 тысячи рублей за тонну до 13,1 тысячи рублей за тонну. Если считать в литрах, то рост составит 2 рубля. Чтобы у людей не возникло желания заниматься нелегальным производством бензина, Минфин также предлагает поднять ставку акциза на прямогонный бензин - с 7,53 до 10,13 тысячи рублей за тонну.

Ставку акциза на дизельное топливо хотят увеличить с 4,15 до 5,293 тысячи рублей за тонну, или на 1 рубль с литра. Чтобы находчивые граждане не уклонялись от уплаты акцизов, выдавая дизтопливо за дистилляты, акциз на дистилляты тоже будет повышен на рубль.

Пострадают не только автомобилисты

Несмотря на повышение акцизных ставок, топливо для потребителей не подорожает, уверяет министр. Более того, по словам Антона Силуанова, цены на бензин и дизель должны снизиться - вслед за дешевеющей нефтью.

Эксперты и автолюбители в это не верят: цены на топливо будут расти. И пострадают от этого не только автомобилисты. Если топливо подорожает, то вырастут затраты на грузоперевозки, а подобные расходы, как правило, перекладываются на плечи потребителей.

- Увеличение акцизов на бензин и дизтопливо приведет не только к удорожанию этих видов топлива для их потребителей, но и к удорожанию всех товаров, поскольку их потребление связано с логистикой, - объясняет профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Людмила Дуканич.

По словам экспертов, рост тарифов на грузоперевозки может увеличиться на 2-5%, стоимость топлива в рознице может вырасти на 2-3 рубля. И произойдет все это в самое ближайшее время.

- С повышением акциза на бензин на 2000 рублей за тонну розничная цена на топливо увеличится где-то на 3 рубля. Акциз на дизель увеличится на 1000 рублей, розничная цена на топливо увеличится примерно на 2 рубля. Учитывая сложную ситуацию на рынке грузоперевозок, я не ожидаю, что повышение акциза существенно отразится на стоимости транспортировки, но теоретически, это может привести к повышению стоимости доставки на 2-5%, - говорит заместитель генерального директора РусХОЛТС Андрей Метсавас.

- Повышение акцизов на 2 рубля для бензина и на 1 рубль для дизельного топлива (в расчете на литр) повлечет за собой автоматическое увеличение ценников на заправках. Полагаю, что в среднем цена на топливо вырастет приблизительно на 2-3 рубля за литр. Произойдет это, скорее всего, уже весной, - отмечает автоюрист, редактор журнала «За Рулем» Сергей Смирнов.

По прогнозу директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Николая Степанова, бензин подорожает на 2 рубля, дизтопливо – на 1 рубль.

- Таким образом, стоимость 95 бензина вплотную приблизится к 40 рублям, а ДТ будет стоить около 37, отмечает эксперт.

По мнению автолюбителя Анатолия Чургеля, рост цен может быть еще более существенным – на 5-6 рублей.

- Сколько же будет стоить, например, бензин Аи-95, который сегодня можно купить по 36-37 рублей за литр? Не менее 43 рублей к концу года, - делится своим печальным прогнозом автомобилист.

Вполне реальные перспективы. Бензин в нашей стране по-прежнему считается предметом роскоши - с него акциз берется, как с золота, табака или алкогольной продукции.

- Математика проста. Уже сейчас госналоги составляют в цене топлива свыше 56% (для сравнения, в США - 12%). Теперь они будут доведены почти до 2/3. Доведены за счет акциза - налога, который берется с предметов роскоши, водки и сигарет. Бензин - роскошь? Наверное, да, но роскошь, которая опустошает карманы каждого, а не только тех, кто сидит за рулем. Она присутствует в любом товаре, прежде всего, в виде транспортных затрат. Но, кстати, и здесь мы лидируем, так как транспортные затраты в конечной цене российского товара - около 20% (за рубежом, как правило, 13%), - отмечает Анатолий Чургель.

- Появление акцизов в цене топлива с самого начала получилось дополнительным сбором с граждан, поскольку акциз должен был заменить транспортный налог, а по факту остался и транспортный налог, и акциз, - добавляет региональный директор РАМК Николай Степанов.

Придется считать деньги

Два, три, пять рублей – кажется, немного, но в условиях кризиса каждая копейка на счету. Кто-то может пересесть на малолитражку и хоть как-то сэкономить на топливе, но в некоторых регионах машина с мощным двигателем – это жизненная необходимость.

- Дальний Восток поражает приезжающих не только обилием праворульных автомобилей, но и большим количеством джипов на дорогах. Сказалась не только их низкая стоимость в нулевые, но и покупательская способность дальневосточников, которые имеют к зарплате еще и дальневосточную надбавку. Климат также накладывает свой отпечаток - зимой велика вероятность попасть в метель или буран, летом нередки наводнения. Да и дальневосточные дороги оставляют желать лучшего. Надо ли говорить, что в нашем дворе преобладают джипы и микроавтобусы. Сейчас они все чаще остаются утром на стоянке и владельцами даже не очищаются от снега. Ведь каждое утро машину нужно не менее 20 минут греть, вечером процедуру повторить, а в течение дня с тоской смотреть на расход топлива, «отдыхая» в пробке. Дальний Восток не тот регион, в котором большая машина показатель достатка или успеха - чаще всего это необходимость, но с повышением стоимости топлива, она становится предметом роскоши, - рассказывает автолюбитель Александр Симонцев.

- Раньше в семье у нас было два автомобиля, сейчас с лихвой хватает одного, да и тот теперь меньшего размера. Судя по отзывам моих друзей, они тоже хотят пойти по этому пути. Медленно, но верно, мы учимся считать деньги, планировать расходы и подсчитать эффективность вложений. Мне кажется, рано или поздно у людей созреет вопрос к государству, насколько эффективно оно работает? Гражданин, который начал считать свои расходы, опасен. Надеюсь, это понимают в правительстве, - отмечает автомобилист.

Так устроена система

Но, по словам экспертов, цены на бензин в России не могут снижаться. При падающих ценах на нефть цены на бензин, наоборот, должны и будут расти. Может быть, это неправильно, но так устроена система. Нефтяникам на бензине нужно добрать то, что они теряют на нефти, а государству – пополнить оскудевший из-за нефти бюджет.

- Высокие розничные цены - это единственный способ нефтяников добрать те деньги, которые они теряют за счет падения цен на нефть, введения налогового маневра и прочих факторов, - объясняет директор департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Храмов.

Но так не везде. По словам Андрея Храмова, за последний квартал 2015 года в США бензин подешевел в среднем на 11%, а в Европе - на 4%. Люди в соцсетях делятся фотографиями с бензоколонок США. На одной из заправок штата Огайо 15 галлонов бензина стоит 9 долларов, если считать в литрах и рублях - 11,6 рубля за литр. Тогда как в России средняя цена Аи-92 составляет 33,8 рубля за литр, стоимость дизеля -  35,46 рубля.

benzin 1

По данным Росстата, в прошлом году розничные цены на автомобильный бензин в России в среднем выросли на 6%, на дизельное топливо - на 3,4%. Конец года оказался более благоприятным. В декабре 2015 автомобильный бензин по отношению к ноябрю 2015 подешевел на 0,7%, в январе 2016 года по отношению к декабрю 2015 - еще на 0,4%. (Впрочем, в годовом выражении все равно все плохо: в декабре - рост цен на 4,8%, в январе - рост на 4,7%).

Кто-то скажет: «Цены хоть немного упали, и на том спасибо». Но говорить «спасибо» рано, потому что это краткосрочное снижение, скоро цены отыграют назад. Устойчивой тенденцией это не станет, по крайней мере, не при таких ценах на энергоресурсы.

- У нас в цене бензина больше 60% - это налоги. Учитывая то, в каком положении находится российский бюджет, сокращать налоги на нефтепродукты правительство не станет, а значит и существенного снижения цен на топливо не произойдет. Так как пополнение бюджета в России происходит за счет доходов от продажи энергоносителей, в случае снижения цен на нефть руководство страны будет повышать текущие бензиновые акцизы и прочие налоговые сборы, - резюмирует собеседник издания.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы