Экономика

В России увлеклись экспортом зерна, а про животноводство и переработку забыли

В конце августа цены на пшеницу в России немного упали. Как утверждают эксперты, это явление временное и естественное на подвижном зерновом рынке. В этом году сложились благоприятные условия для торговли, но так может быть не всегда. России, чтобы не допустить переизбытка зерновых, следует не столько строить зернохранилища, сколько развивать переработку зерна и животноводство.

 

За ценой постоим

С 20 по 28 августа средние цены на пшеницу четвертого класса на внутреннем рынке опустились до 7,7 тысячи рублей за тонну, на пшеницу третьего класса снизились на 225 рублей, до 8,6 тысячи рублей за тонну, пятого – на 200 рублей, до 6,3 тысячи рублей за тонну.

По словам экспертов, на внутренний рынок негативно влияет укрепление рубля и зависимость от таких долгосрочных факторов, как огромный урожай и проблемы с хранением и перевозкой зерна. Гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько не исключает, что цена будет снова повышаться, и время это подтверждает.

Так, в начале сентября стоимость пшеницы выросла: на внутреннем рынке пшеница третьего класса стоит 9,1-9,5 тысячи рублей за тонну, четвертого класса – 8,1-8,4 тысячи рублей, пятого (она считается фуражной) – 6,8-7 тысячи рублей.

Та же самая пшеница, идущая на экспорт, меняет цену, так как продается в валюте, также долларами приходится платить за фрахт. Продовольственная пшеница третьего класса стоит 165-168 долларов за тонну. Чем больше в ней содержание протеина и клейковины, тем она дороже: при 14,5% стоимость возрастает до 180-182 долларов за тонну.

По словам эксперта по ценообразованию Торгово-промышленной палаты Ростовской области Юрия Корнюша, начиная с 2014 года цены на зерно только росли, скачки падения были, но незначительные и временные. Так, в донском крае, где собирается зерно со всех регионов страны для вывоза за границу, с 8 по 14 сентября с 2014 года пшеница третьего класса стоила 8,8-9,1 тысячи рублей за тонну, в 2017 году в это же время – 9,1-9,5 тысячи рублей за тонну.

– К концу года ожидается тенденция к повышению продаж. Тогда фрахт упадет в цене, к тому же к Новому году должен подорожать доллар – это стимулирует оживление экспортного рынка. Я не согласен с мнениями, что экспорт снизится, он, наоборот, будет наращиваться. Но не в один день, сначала продадут наименее качественное зерно, – говорит Юрий Корнюш.

По его мнению, выгоднее будет продавать позднее пшеницу третьего класса, потому что со временем цена на нее будет подниматься, и сегодня ее стараются придержать.

 

Зернохранилища – не панацея

Но не каждый производитель имеет собственные площади для хранения, поэтому многие аграрии вынуждены продавать его сразу же после уборки. Можно в ожидании более высокой цены использовать зернохранилища, но это повышает стоимость зерна (на 1-1,5 рубля больше за килограмм). К тому же мощностей для хранения в стране явно не хватает. Некоторые эксперты называют это основной проблемой России.

– Даже если мы представим, что в один миг в России появилось много современных хранилищ, всех проблем это не решит. Если, к примеру, в последующие годы мы соберем маленький урожай, зернохранилища будут простаивать. Поэтому важнее соблюсти баланс, при котором выращивание зерновых культур было бы рентабельным для всех – тем, кто производит, кто перерабатывает, и кто продает, – отмечает Юрий Корнюш.

Развитое растениеводство держится на трех китах: животноводстве, переработке и экспорте. Излишки зерновых нужно либо перерабатывать на муку и мучные изделия, либо пускать на корм скоту. Но предприятий по переработке в нашей стране катастрофически не хватает, так как они требуют огромных вложений. На корм зерно тоже нельзя использовать – поголовье крупного рогатого скота ежегодно уменьшается. Поэтому остается один выход – продавать, и вопрос экспорта для России стоит очень остро.

По мнению Юрия Корнюша, сегодня больше нужны не зернохранилища, а портовые мощности – терминалы для перевалки зерна, идущего за границу. Сейчас на трассе «Дон» дороги забиты фурами, которые его везут для оправки на экспорт, они неделями ждут отгрузки. То же происходит и в порту Новороссийска.

 

Россия выбрала экспорт

Урожай 2017 года для нашей страны обещает быть снова рекордным. По самым скромным прогнозам Минсельхоза, мы должны собрать 110 миллионов тонн, эксперты называют цифру в 130 миллионов тонн. К ним можно добавить переходящие запасы с прошлого года. Как сообщил гендиректор компании «Прозерно» Владимир Петриченко, международный совет по зерну в августовском отчете увеличил оценку переходящих запасов зерна на 1 июля 2018 года в России с 14,5 до 21,2 миллиона тонн.

Такое количество давит на рынок, и мы ощущаем это уже сейчас. В условиях слабо развитого животноводства и переработки наша страна сосредоточилась на продаже излишков за рубеж.

– В этом году экспорт состоится, я в этом уверен. Потому что неурожай в США, Канаде и Европе. По последним данным, Европа сократила экспорт пшеницы почти в два раза, естественно, что эту нишу займет Россия, – говорит Юрий Корнюш.

Зерновой рынок сегодня расширяется, к числу традиционных покупателей (Египет, Турция) российской пшеницы добавляются страны Юго-Восточной Азии, страны южноамериканского континента, например, Венесуэла, и интерес к российской пшенице растет. Подтверждением может служить тот факт, что в Ростовскую область в середине сентября приезжает делегация иранских бизнесменов, которые хотят заключить договоры с южными экспортерами на поставку пшеницы.

Но рынок – субстанция не постоянная и подвижная, на него влияют разные факторы. Сегодня наша страна находится в выигрышном положении, но вечно рассчитывать на помощь богов нельзя. К примеру, в следующие годы у нас может случиться неурожай, а за границей, наоборот, и тогда уже нам придется расплачиваться за хлеб валютой. Поэтому сейчас, пока нам дана такая фора, нужно использовать ее для развития животноводства, переработки и строительства зернохранилищ. Все это вместе взятое позволит соблюсти продовольственную безопасность страны. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы