Экономика Ямала столкнулась с биологической угрозой

Ведущую отрасль несырьевого сектора экономики Ямало-Ненецкого автономного округа – оленеводство – продолжают сотрясать скандалы. После получившей федеральный резонанс вспышки сибирской язвы летом 2016 года, повлекшей гибель нескольких тысяч животных и заражение десятков людей, в регионе вновь отмечен массовый падеж в стадах. Практически одновременно Россельхознадзор проинформировал о задержании 13-тонной партии кустарно обработанного оленьего мяса, без ветеринарно-сопроводительных документов отгруженных в столичный регион. Пока надзорное ведомство ищет виновных, в правительстве региона заняты поиском путей оздоровления отрасли, а эксперты указывают на отток профессиональных кадров и другие фундаментальные проблемы.

 


Чиновники не считают гибель тысячи оленей массовым падежом

В конце марта представители оленеводческих общин Ямальского района сообщили о гибели тысячи животных, в том числе 400 из них на сельхозпредприятии «Ямальское», после чего на место ЧП в экстренном порядке выдвинулись специалисты научного центра изучения Арктики и ветеринары. Трупы погибших оленей были отправлены на экспертизу.

Предварительный клинический осмотр не обнаружил признаков инфекционных заболеваний, а в качестве основной причины падежа назвали голод из-за экстремальных погодных условий. Тем не менее тундровики высказывали опасения относительно рисков повторения вспышки антракса и напоминали, что инициированная властями тотальная вакцинация охватила далеко не все хозяйства. Отметим, что на эти цели из бюджета выделили в текущем году 134 миллиона рублей.

В правительстве региона, впрочем, потерю тысячи голов не считают критической.

– Массовый падеж в Ямальском районе в марте текущего года не зафиксирован. Речь шла о тысяче павших оленей, это сезонный падеж, квалифицировать его как «массовый» неверно. Рабочая группа, направленная на место, опросила владельцев, обследовала территорию и осмотрела животных. Были произведены замеры мощности и плотности снега, состояния почвы и растительности под ним. В результате длительных морозов и сильных ветров образовался плотный сухой слой наста, из-за которого оленям было трудно добираться до корма. Скудный и вмерзший в почву растительный покров усугубил ситуацию. Результаты вскрытия трупа оленя показали признаки истощения, но изменений, характерных для инфекционного процесса, не обнаружено. Патологический материал для постановки окончательного диагноза был отправлен в тульский филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория, – сообщил ПРОВЭД официальный представитель правительства ЯНАО.

 

Россельхознадзор вскрыл масштабные поставки опасного мяса на столичный рынок

Тем не менее в Управлении Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югре призывают не расслабляться и обращают внимание на факты, потенциально способные повлечь массовое заражение смертельно опасными болезнями. В апреле подразделение ведомства по Москве, Московской и Тульской областям задержало 13 тонн мяса северного оленя, прибывшего с Ямала. На тушах были обнаружены остатки шерсти, кровяные сгустки и грязь, что свидетельствовало об их разделке в кустарных условиях. После проверки с использованием автоматизированной системы «Меркурий» выяснилось, что предприятие АПК из Тазовского района ЯНАО отправляло получателям лишь 40 килограммов продукции, обработанной промышленным способом, а львиная доля мяса, не имевшая легальных документов, «присоединилась» по пути следования. Ведомство инициировало проверку, в ходе которой уже выяснилось, что ветеринарный инспектор в ходе продвижения партии оформил документы на 642 туши общим весом около 13 тонн.

– Мера, которая позволяет проследить весь путь груза от изготовителя до потребителя, пока не работает на полную мощность. Мы ратуем, чтобы использование автоматизированной системы «Меркурий» охватило все хозяйства, но пока не все в ней зарегистрировались. Это затратно, но необходимо, поскольку речь идет о нашем с вами здоровье. Кроме того, нужен специалист, умеющий с ней работать. Тем не менее с 1 июля текущего года все ветсертификаты должны оформляться в электронном виде, в противном случае операции с грузами станут противозаконны. Последний инцидент наглядно иллюстрирует, как фактически нелегальный товар неизвестного происхождения может оказаться на столе потребителя. Сейчас ЧП занимаются компетентные органы, идет расследование, – рассказал изданию собеседник в управленческом аппарате регионального Россельхознадзора.

Однако в официальном ответе правительства арктической автономии на запрос редакции утверждается, что никаких нарушений при транспортировке пищевой продукции зафиксировано не было. Более того, управленцы заявляют, что все необходимые документы на товар были оформлены.

«Партия мяса оленины (весом) 13 тысяч килограммов выработана на убойном пункте оленей ООО «Агрокомплекс Тазовский» села. Антипаюта Тазовского района, в период с ноября 2017 по февраль 2018 года и направлена в адрес получателя со склада села Газ-Сале Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа в сопровождении ветеринарного свидетельства формы №2, оформленного в автоматизированной информационной системе «Меркурий». Мясо, выпущенное в свободную реализацию дальнейшей промышленной переработки, не требует», – следует из письма.

Финальную точку в конфликте, вероятно, поставят итоги расследования, к которому, не исключено, будет привлечена и прокуратура.

 

Вакцины против сибирской язвы на всех не хватило

Одновременно чиновники проинформировали о мерах, которые предпринимаются в округе для снижения угрозы распространения эпизоотий. Тема стала исключительно актуальна после вспышки сибирской язвы на территории Ямальского района летом 2016 года. Помимо гибели тысяч животных, был отмечен смертельный случай и среди людей. От острой формы антракса скончался ребенок, а десятки оленеводов были госпитализированы. Инфекция распространилась из частного хозяйства в районе озера Яройто.

Вспышке способствовала аномально жаркая погода, а также, вероятно, случайное пересечение путей оленьих стад с так называемыми моровыми полями (территориями, зараженными спорами «сибирки»), сохраняющимися в округе еще с конца XIX века. При этом вакцинация оленей от болезни на Ямале не производилась с 2007 года, что признали фатальной ошибкой властей. После мора 2016 года было решено прибегнуть к поголовному прививанию стад. Однако сами тундровики указывают, что вакцинация охватила далеко не все хозяйства. Стада кочевников-частников в труднодоступных районах, по их словам, профилактика не затронула. Однако власти и здесь стараются успокоить ямальцев.

– В округе вакцинацией против сибирской язвы охвачены северные олени всех оленеводческих предприятий и частных оленеводческих хозяйств. В период вакцинации северных оленей против сибирской язвы в 2017 году вакцинировано 547372 головы северных оленей, что составило 82% от запланированного. Данный процент охвата вакцинацией восприимчивого поголовья считается достаточным для предотвращения возникновения вспышек сибирской язвы. Иммунитет у вакцинированных животных сохраняется в течение 12 месяцев. По состоянию на 19 апреля 2018 года против сибирской язвы на территории округа вакцинировано 133071 северных оленей, это чуть более 20% от запланированного к вакцинации поголовья. Второй этап вакцинации состоится с июня по сентябрь, в зависимости от сроков отела и погодных условий. Вакцинация 2018 года охватит все выпасаемые стада, будет привито не менее 82% оленепоголовья. Владельцам животных доставлены концентрированные корма и витаминно-минеральная подкормка, а также рекомендовано сменить места выпаса оленей. Масштабные геоботанические исследования Ямальского и Тазовского районов, проведенные по поручению губернатора округа в 2017 году, показали, что потенциал оленьих пастбищ на этих территориях серьезно исчерпан и развитие оленеводства в современных условиях нуждается в принципиально новых подходах, – рассказали ПРОВЭД в правительстве региона.

 

Эксперты назвали главные задачи отрасли

О проблемах отрасли в беседе с изданием рассуждает и известный ямальский политик, экс-зампредседателя Законодательного собрания ЯНАО, президент Ассоциации оленеводов мира Сергей Харючи.

– Случай с поставкой 13 тонн мяса без сертификата – это частность, разгильдяйство поставщиков. Такие случаи, к сожалению, могут происходить. На мой взгляд, есть более фундаментальные проблемы. Считаю, что тему оленеводства в целом необходимо освещать компетентнее. Нужно разъяснять людям детали, повышать культуру обсуждений вопроса, чтобы не было нездорового ажиотажа – сибирская язва, падеж молодняка, а виноват оленевод. Это, как минимум, некорректно, искать стрелочников среди людей, занятых исключительно тяжелым трудом в тундре. Наша приоритетная задача – свести к минимуму непроизводственные потери, поскольку вырастить оленя – сложная задача. Животные очень зависимы от природных условий. Сейчас был падеж, а прикормки нет. Доходит до того, что оленей начинают кормить совершенно неприемлемой для них подкормкой для крупного рогатого скота. Никто за это не ответил. Все предпочитают видеть только парадную сторону – у победы много отцов, а поражение всегда сирота. Я предложил губернатору Дмитрию Кобылкину построить у нас завод по производству подкормки для оленей, возможно, он появится в Пуровском районе. Это, кстати, и есть реальное импортозамещение, о котором у нас любят говорить. Кроме того, нам необходимо рационально использовать землю, следить, чтобы не нарушались маршруты каслания, использовать опыт предыдущих поколений. К сожалению, сейчас наблюдается отток кадров, а молодежь зачастую не стремится заниматься оленеводством», – обозначил свое видение текущей ситуации Сергей Харючи.

Стоит отметить, в руководстве региона на сегодня предлагают несколько вариантов решения актуальных проблем отрасли. Сейчас несколько пилотных проектов походят стадию согласования.

– Первый – создание на территории Ямальского района Оленеводческого парка путем объединения ресурсов четырех муниципальных оленеводческих предприятий, что позволит создать базу для реализации инвестпроектов по глубокой переработке продукции. Реализация проекта предполагает закрепление земель за субъектами оленеводства, с жестким утверждением маршрутов их каслания и осуществлением контроля использования земель. Кроме того, для оленеводов определяются объемы сдаваемой продукции, меры ответственности и обязанности по идентификации и вакцинации оленей. Второй проект – развитие в округе таежного оленеводства и изгородного содержания оленей.

Предлагается перевести одну из оленеводческих бригад муниципального предприятия Ямальского района на круглогодичный выпас в лесную зону Надымского района. Ориентировочное число оленей – полторы тысячи, для их содержания потребуется строительство изгороди протяженностью около 100 километров и организация искусственной подкормки животных. Третий также связан с развитием изгородного содержания оленей – но уже в Тазовском районе. В настоящее время уже определена община, готовая перевести свое стадо из Антипаютинской тундры на выпас в южную часть этого района и инвестировать средства в строительство изгороди. На базе проекта возможно развитие этнотуризма, пантового оленеводства в условиях изгороди и ведение селекционно-племенной работы, – проинформировали ПРОВЭД в руководстве региона.

 

На оздоровление сферы оленеводства требуются сотни миллионов

Кроме того, по словам чиновников, параллельно с научными исследованиями с 2016 года в арктической автономии реализуется ряд мероприятий по рациональному использованию пастбищ. Одним из ключевых элементов является увеличение заготовок мяса оленя хозяйствами всех форм собственности. Для этого в ЯНАО предусмотрены специальные меры для поддержки оленеводов-частников посредством субсидий для заготовительных организаций, чтобы те, в свою очередь, могли рассчитываться с оленеводами за сданное мясо в режиме реального времени. В минувшую убойную кампанию в регионе удалось заготовить оленины на 200 тонн больше оленины по сравнению с предыдущей.

Несмотря на активизацию работы по спасению брендовой отрасли экономики, источники издания солидаризируются во мнении, что до стабилизации ее состояния предстоит пройти долгий путь. Стоит отметить, что вспышка сибирской язвы нанесла ущерб в сотни миллионов рублей, а также повлекла дополнительные расходы. В качестве компенсации за потерю скота тундровикам выплатили 93 миллиона рублей, на вакцинацию ежегодно приходится выделять из бюджета не менее 120 миллионов рублей, а также оплачивать работу транспортников и ветеринаров. Эффективность вложений можно будет увидеть уже в ходе предстоящего летнего сезона.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы