Экономика

Половина черной икры в России – контрафакт

Со следующего года в России могут начать маркировать красную и черную икру. Таким образом, хотят избавиться от контрафакта на икорном рынке, доля которого доходит до 25-50%. Помимо этого, планируют чипировать многие товары, в том числе духи. Все ли готовы к введению маркировки, и как это повлияет на цены?

 

Напомним, в России уже введено обязательное чипирование меховых изделий, которое вызвало множество трудностей у продавцов. Однако это правительство не смутило, и чиновники предложили маркировать еще больше позиций. Сами производители, опираясь на опыт коллег по меховому бизнесу, утверждают, что эксперимент не пойдет им на пользу.

 

Икра подорожает?

Росрыболовство рассматривает маркировку как меру по борьбе с браконьерами. В настоящее время на рынке огромное количество контрафактной продукции, а также продукции, не отвечающей санитарным требованиям, объясняет директор по рекламе ГК «Русский Икорный Дом» Виталий Шамчиков.

– Если говорить об оценке, контрафакт по красной икре составляет около 25% рынка, черной – около 50%. Разумеется, при грамотном подходе к маркировке икры можно ожидать значительное снижение контрафакта на рынке, а, следовательно, это может защитить и производителей, и потребителей. Однако на сегодняшний день по факту к введению маркировки не готов никто, – говорит эксперт.

– Необходимо установить такую же систему, как для алкоголя или меховых изделий. А значит, необходимо оборудовать все точки продаж специальными аппаратными средствами и программами, которые будут передавать информацию в некий центр. Безусловно, любое нововведение влечет за собой изменения на рынке и находит отражение в стоимости продукции, как правило, увеличивая ее. Но что и как именно изменится, пока предположить сложно, все будет зависеть от того, что это будет за маркировка и какими методами контроля можно будет определить принадлежность продукции к легальной, – объясняет Виталий Шамчиков.

Введение маркировки повлияет на стоимость продукции в целом, считает Светлана Ортанова, продавец рыбы с 25-летним стажем

– Для многих рыбаков введение маркировки может существенно усложнить процесс труда и заработка, поскольку это все же административный барьер. В то же время браконьеры могут вполне найти способы, позволяющие обойти это требование. Тем более, что сейчас есть возможность ведения продаж через интернет, без обращения к магазинам. Стоимость идентификационной марки не окажет существенного влияния на изменение цены легального продукта. Однако общее повышение цен все же может произойти, поскольку сейчас рынок насыщен контрафактной продукцией. Кроме того, не исключено, что маркировка отразится именно на ценах на красную икру, так как черная икра и так стоит достаточно дорого, – отмечает собеседница. 

 

Штамп на запах

В 2018 году также собираются ввести маркировку духов. Сегодня процент отечественной продукции на полках парфюмерных бутиков сравнительно невысок, рассказывает генеральный директор ООО «Парфюмерный Дом Моды» Ирина Ваганова. По официальным данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), производимая менее чем десятком предприятий, «практически вся российская парфюмерная продукция относится к классу масс-маркет». Однако в последние годы на потребительском рынке духов наметился растущий спрос на эксклюзивную российскую продукцию, предоставляемую отечественными брендами селективного парфюма.

– Считаем, что к введению маркировки как первые, так и вторые производители не готовы. Основная причина – это дополнительная затратность со стороны предпринимателей, причем не только материально-временная, но и заформализованно-организационная, если рассматривать ее аналогично уже действующей маркировке меховых изделий, – объясняет Ирина Ваганова.

Дополнительные затраты увеличат стоимость продукции.

– Все необходимые мероприятия – получение усиленной электронной подписи, вступление и членство в Ассоциации GS1 RUS, процедура получения меток КиЗ и нанесения их на каждую  единицу продукции, организация контроля за движением КиЗ как документов строгой отчетности и так далее – повлекут материальные затраты, которые лягут в увеличение стоимости, а значит, и цены каждого флакона парфюмерии, – говорит собеседница.

Для крупных российских предприятий, выпускающих продукцию формата «масс-маркет», подобное удорожание будет неадекватным по отношению к концепции «производства парфюмерии большими партиями по доступной цене». Бренды селективной парфюмерии, ставящие во главу угла эксклюзивность и лимитированность коллекций, с увеличением цен потеряют рентабельность производства.

– Таким образом, российская парфюмерия, несмотря на современные программы импортозамещения, не сможет конкурировать на рынке духов с этим самым «импортом», способным за счет производственных мощностей и финансовых вливаний удержать за собой право на массового российского потребителя, – объясняет эксперт.

Среди аргументов в пользу введения маркировки товаров, призванной служить своеобразным «знаком качества», указывается возможность для потребителей найти в электронных реестрах подтверждение этого качества, а для производителей – защитить торговые марки. Но похожая возможность есть и сейчас.

– В настоящий момент действующим законодательством предусмотрена регистрация товарного знака, что дает любому предпринимателю возможность защитить право на свой бренд, а реестры деклараций о соответствии продукции находятся в открытом доступе на сайте Федеральной службы по аккредитации. Учитывая наличие уже действующих правовых механизмов, маркировка парфюмерии, изготовленной в России, на наш взгляд, должна рассматриваться и для отечественных производителей духов как «добровольное чипирование» и использоваться в качестве дополнительного фактора защиты товаров от контрафакта, – считает Ирина Ваганова.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы