Экономика

Рассчитывать на Китай в увеличении экспорта российской пшеницы не стоит?

У России есть потенциал увеличения производства, а значит, и экспорта зерновых. В ближайшие десять лет Россия должна нарастить производство зерна до 150 миллионов тонн, сообщил глава Минсельхоза Александр Ткачев на совещании в Новосибирске, передает ТАСС. Для сравнения, в 2016 году российские аграрии собрали рекордный урожай в 120 миллиона тонн зерна, в 2015 – лишь 104 млн тонн. Урожай оказался столь велик, что сейчас, поданным источника Reuters, в Минсельхозе обсуждается вопрос экспорта до 500 тыс. тонн зерна из госзапасов. Дело в том, что зернохранилища переполнены, их нужно освободить для нового урожая, который, по прогнозам Гидрометцентра, также ожидается высоким. Главное преимущество России – низкая цена. Даже резкое укрепление рубля в последние месяцы не смогло сделать отечественную пшеницу слишком дорогой.

С точки зрения Ткачева, новым большим рынком для пшеницы могут стать страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые уже закупают 27 миллионов тонн зерна в год. Безусловно, предположения Ткачева не безосновательны. Китай, ключевая страна региона, в прошлом году уже стала главным иностранным потребителем российского продовольствия. По данным Российского экспортного центра КНР потребляет чуть больше 10% всего российского экспорта еды. Проблема в том, что в массе своей это вовсе не зерновые культуры. В стоимостном выражении почти две трети российского продуктового экспорта в Китай - это рыба и морепродукты, больше 1 млрд долларов. На втором и третьем месте – соевые бобы и подсолнечное масло. Экспорт   пшеницы намного меньше, особенно в сравнении с Турцией и Египтом для которых Россия является главным продавцом зерна.

Главным препятствием для отечественного экспорта зерна на Дальний Восток, отмечает Ткачев, является инфраструктура: нужны новые порты, транспортные магистрали и терминалы. С ним вполне солидарен и эксперт зернового рынка, генеральный директор компании «Амбика-Агро» Борис Розенвальд.

«В России огромный потенциал для роста урожайности пшеницы, при том, что мы уже 6 лет живем с переизбытком зерна. Министр Ткачев совершенно правильно заявляет, что экспортные рынки нужно расширять. Конечно, было бы правильней использовать избыточное зерно для развития собственного животноводства или для глубокой переработки зерна, но и экспорт в страны АТР реалистичен. Еще 10 лет назад мы с трудом через наши Черноморские порты экспортировали 4 млн тонн, а сейчас это уже 14 млн, то есть потенциал роста огромен. Урожайность может быть резко увеличена. Но для экспорта нужно вкладывать деньги в элеваторы и отгрузочные мощности. Нужно помнить, что страны АТР это далеко не только Китай, но, например, Индия и Малайзия», - заявил Борис Розенвальд.

Экономист, эксперт по Китаю Вадим Никандров менее оптимистичен. «Россия в Китае воспринимается как поставщик относительно дорогой, но качественной продукции. В первую очередь, рыбы и морепродуктов. При этом в Китае на внутреннем рынке серьезный дефицит зерновых отсутствует. Также нужно помнить, что порты Черного моря, через которые мы экспортируем пшеницу, логистически приближены к нашим традиционным покупателям – странам Африки и Ближнего Востока и сильно удалены от китайских потребителей. Это же касается и других стран АТР», - рассказал Вадим Никандров. Эксперт также напомнил, что КНР часто неохотно открывает свои внутренние рынки, с чем уже столкнулись производители зерна нескольких сибирских регионов.       

Одна из самых явных неудач произошла в Омской области, которая так и не стала заметным экспортером зерновых в КНР.

«Поставка зерна в Китай – это больше политика, чем бизнес. Там урожай зерновых в четыре раза больше, чем в России. Вопрос был в том, что северные районы КНР были готовы принимать наше зерно. Масличные культуры и лён сегодня туда отгружаются. Но по зерну тему «перегрели»: Китай так и не выставил квоты – хотя это их прерогатива. И все-таки для зерновых должна быть привлекательная цена, чтобы сельхозпроизводители согласились на их поставку», – сказал министр сельского хозяйства и продовольствия региона Максим Чекусов.

Вне зависимости от того, удастся ли России открыть для себя рынок КНР и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Россия остается крупнейшим в мире экспортером пшеницы, превосходя по этому показателю Канаду и США. Эксперты отмечают, что рынок наших традиционных покупателей – Турции, Египта, Алжира, Саудовской Аравии и стран Африки, еще далек от исчерпания.  

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы