Экономика

Порт Гамбург надеется сохранить Россию как партнёра № 2

В 2014 году Россия резко сократила грузооборот с портом Гамбургом. Безусловно, виной тому послужили санкции, введенные Евросоюзом в отношении Москвы, а также ответные меры России. Вследствие этого участники ВЭД с той и другой стороны понесли убытки, но это не отразилось на бизнес-отношениях между российскими и европейскими партнерами.

Наталия Капкаева, руководитель представительства в России «Порт Гамбург Marketing», рассказала читателям ПРОВЭДа, удастся ли нашей стране остаться торговым партнером порта Гамбурга номер два в сложной политической и экономической ситуации, о жизни и будущем самого порта, о неожиданном взлете Польши и о том, как дноуглубление реки Эльбы упростит разгрузку судов.

kapkaevaНеконструктивные санкции

- Как Порт Гамбург завершил 2014 год?

- Грузооборот порта Гамбург за 2014 год составил 145,7 миллионов тонн и показал рост на 4,8%. На данный момент это лучший результат за всю историю порта. Контейнерооборот составил 9,7 миллионов TEU. Рост составил 5,1%. Мы немножко не достигли запланированных 10 миллионов TEU, которые, я думаю, мы достигнем в следующем году. Если смотреть детали, то генеральных грузов мы обработали 102,7 миллионов тонн, рост составил 6,1%, массовых грузов – 42 миллиона тонн, рост – 1,7%. По всем видам грузов мы показали действительный рост. В следующем году, я надеюсь, мы сможем обработать 149 миллионов тонн грузов.

- Как сказалось введение санкций между Россией и Евросоюзом на работе порта?

- Безусловно, санкции повлияли на грузооборот. Несмотря на то, что Россия удерживает роль второго по значимости партнера порта Гамбурга по объему обработанного груза, к сожалению, грузопоток падает. В 2014 году грузооборот составил 662 тысячи TEU, что ниже на 7,8%. Несомненно, это резкое падение, потому что всегда Российская Федерация показывала существенный рост в грузообороте, чему мы были очень рады. К сожалению, текущая ситуация сказалась отрицательно на грузообороте порта Гамбурга с Россией.

- Если санкции не будут сняты, то падение так и будет дальше продолжаться?

- Достаточно сложно судить на 100%, но так как порт Гамбург, все-таки, не только порт, обрабатывающий непосредственно грузы, изготовленные в Германии, или которые идут в Германию, а также обрабатывает транзитные грузопотоки из Китая, Латинской Америки, то мы рассчитываем, что эта доля грузооборота будет увеличиваться. Это позволит нивелировать санкции, которые введены непосредственно Евросоюзом, и поможет России сохранить объемы грузов и остаться партнером порта Гамбург номер два. Но это будут, скорее всего, транзитные грузы из Китая и Латинской Америки.

- То есть бизнес продолжает работать, несмотря на политическую ситуацию?

- Бизнес действительно продолжает работать, и здесь стоит отметить, что большинство бизнесменов, с которыми мне приходилось разговаривать, и руководство нашего объединения, и компании-члены нашей ассоциации, все говорят о том, что, безусловно, мы хотим делать бизнес «как обычно». Мы считаем, что санкции вредят не только одной или другой стороне, они вредят нам всем. Они тормозят рост экономики и создают проблемы не только для той страны, против которой санкции введены, но и для всех остальных стран. Поэтому мы считаем, что это не совсем конструктивно, но мы понимаем, что мы не политики, чтобы решать данную проблему. В связи с этим мы вынуждены жить в этой ситуации и подстраиваться под нее.

Тем не менее, стоит отметить, что многие компании не хотят экспортировать что-то из Европы, например из той же Германии в Россию, просто опасаясь сложностей в оформлении. Впрочем, часть грузов двойного назначения, которая направлена в Россию не для компаний, входящих в некий санкционный список, а для других компаний, их можно совершенно спокойно оформить в экспорте, но для этого нужно просто получить разрешение специального ведомства в Германии. Многие просто не хотят сталкиваться с этой проблемой и терять свое время для того, чтобы получить это разрешение. Так как многие опасаются, что это будет долго, или им не разрешат, то не все на этот шаг идут. Хотя все возможно.

Неожиданность как тенденция

- Нестабильность рубля также отразилась на работе российских и европейских участников ВЭД?

- Нестабильность рубля, безусловно, влияет на работу, но в большей степени на наших импортеров в России. В общем и целом, у них сейчас ситуация сложная. Достаточно сложно и дорого брать кредиты, не секрет, что очень многие грузы, особенно массовые, покупаются в кредит, что влияет на импорт. С другой стороны, увеличивается экспорт. В настоящий момент очень востребованы на рынке бумага, целлюлоза и другие продукты, которые производятся в России.

- Какие страны стали основными торговыми партнерами порта?

- Основным партнером остается Китай. В прошлом году было обработано более 3 миллионов TEU, хотя очень хороший рост показывают и другие страны. Например, с Польшей рост контейнерооборота составил 22,6%, это 395 тысяч TEU. Это серьезный показатель, хотя раньше такие темпы показывала Россия, но здесь отличилась Польша. С Индией также существенно вырос контейнерооборот и составил 232 тысячи TEU, рост 14,9%. Надо отметить, что в целом траншипмент на регион Балтийского моря вырос на 0,5%, что, в общем, неплохо. Регион Балтийского моря для нас – это вся Скандинавия и прибалтийские страны. Этот регион, тем не менее, показал рост.

- Какие страны, помимо Польши и Индии, еще показали неожиданные результаты?

- Продолжает развиваться Северная Африка. Здесь отгружается очень много зерна. Это те неожиданности, которые мы уже видели как тенденцию в начале года, но к концу года они показали необычный рост.

- Какие грузы перемещали через порт больше всего?

- Среди грузов, которые превалировали в неконтейнеризированном грузообороте, могу отметить экспорт железа, стали, бумаги, дерева. Произошел резкий рост импорта фруктов. Перевалка массового груза в 2014 году составила 43 миллиона тонн и выросла на 1,7% – это 29,5% от общего грузооборота порта. Среди сыпучих грузов перевалка составила 8,2 миллиона тонн, грейферные грузы – 20,4 миллиона тонн, существенный рост в данном сегменте показал уголь и металл. Также высокий результат обработки сыпучих грузов был в сегменте перевалки зерна – 3,7 миллиона тонн, рост на 6,7%. Наливные грузы, к сожалению, показали небольшой минус – 0,8%, их перевалка составила 14,4 миллиона тонн.

- С чем связано это снижение?

- Оно объясняется тем, что снизился импорт нефти, потому что происходит реструктуризация нефтеперерабатыващих объектов в порту, из-за чего они снизили перевалку.

Успеть за сорок минут

- Какие планы у порта по обеспечению транспортной доступности со стороны моря?

- Как вы помните, мы говорили в прошлом году о том, что федеральный суд Германии приостановил работы по дноуглублению Эльбы. Мы очень рассчитываем, что весной 2015 года суд примет решение по восстановлению этих работ, потому что не хочется, чтобы десять лет работы прошли зря. Мы достаточно долго планировали этот проект, но, тем не менее, с 2012 года вместо того, чтобы заниматься непосредственно работами по дноуглублению, мы вынуждены ждать и доказывать в различных инстанциях нашу позицию. И это несмотря на то, что с необходимостью этих работ все согласны: и земли, которые находятся на Эльбе, и федеральные административные инстанции Германии, и все инстанции Европейского союза. Мы понимаем, что это инфраструктурное строительство давно уже назрело и необходимо. Но пока мы вынуждены ждать решение суда.

- Что даст участникам ВЭД дноуглубление Эльбы?

- Оно позволит упростить судозаход для ультра больших контейнерных судов в Гамбург. В настоящий момент суда вынуждены ждать вместе с лоцманом прилива. Прилив бывает разной величины, исходя из погодных ситуаций, ветра, фазы луны и так далее. Эти данные подаются в режиме онлайн всем пилотам на переносной компьютер, с ним они приходят на борт судна, в режиме онлайн, непосредственно от приемного боя, от которого идти 160 километров до порта Гамбург, они просчитывают вместе с капитаном, исходя из текущей загрузки судна и его осадки, в какой момент они пойдут. На самом деле, остается очень мало времени на заход, и чем больше судно загружено, тем более короткий промежуток времени остается. Речь идет буквально о сорока минутах, чтобы на волне прилива судно зашло в порт, начались грузовые операции, и судно вышло на волне следующего прилива. Это создает сложность, потому что если судну нужно разойтись с другим, то одно из них ожидает, пока предыдущее судно выйдет. Происходит задержка по времени, а время – это деньги. Каждый час простоя такого судна стоит очень дорого. Естественно, судовладельцу выгоднее быстрее обработаться и взять на борт больше груза. Дноуглубление Эльбы позволит нашим грузовладельцам и клиентам проще планировать грузозаход и сэкономить деньги.

Что такое 1 метр дноуглубления? Это составит примерно 1000 TEU груженых контейнеров, например, для судов Post-Panamax класса. С одной стороны, цифра не очень большая, но с другой стороны – каждый контейнер это фрахт. Это дополнительные деньги для судовладельца.

- Если у порта какие-то новые проекты?

- Мы ожидаем Федеральный план развития транспортных путей. Здесь речь идет о том, чтобы развивать фарватеры рек и использовать речные порты средней и верхней Эльбы. Необходимо создать общую концепцию развития речных портов севера Германии. Мы принимаем в этом активное участие, потому что мы понимаем, что часть грузов должна уходить с использованием речного транспорта. Это достаточно экологически чистый вид транспорта, который позволяет снять нагрузку с автомобильных дорог и железнодорожных путей и использовать реки как магистрали. Это интересный проект, который требует создания концепции и очень больших инвестиций, потому что необходимо дноуглубление, реконструкция и строительство инфраструктуры. В настоящий момент, например, глубина фарватера должна составлять 1,6 метра, но, к сожалению, в некоторых участках она составляет всего 1,18-1,3 метра, что недостаточно для постоянного судоходства.

Мы призываем поддержать эту концепцию не только сообщество речных операторов и портов, но и также логистические ассоциации, экспедиторов Германии. Концепцию нужно разработать примерно к 2017 году, далее потребуются, конечно, инвестиции и реализация.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы